МГУ против замполита
diak_kuraev — 12.01.2024Революция, произведенная патриархом в приходе Троицы в Хохлах, имеет культурологическое измерение.
У РПЦ был уникальный шанс на рубеже 1980-90х годов. Немалое число университетских выпускников выдали огромный кредит доверия церкви, пошли в семинарии и приняли сан. Мой набор в МДС 1986 года впервые на треть состоял из вчерашних университетских студентов.
Сколько радости было у меня, когда в середине 90х я узнал, что на Татьянин день в университетской церкви уже не умещаются московские священники-выпускники МГУ — и часть из них в этот день стала служить в соседнем кремлевском соборе.
В один из таких дней на приеме в профессорской столовой ГЗ МГУ я сказал в тосте в присутствии патриарха Алексия и ректора — «учитывая статистку и переполненность этого зала, пора поменять статус МГУ и назвать его высшим учебным заведением Русской Православной Церкви».
Казалось, что тема «конфликт интеллигенции и церкви» закрыта.
Но потихоньку иссяк ручеек абитуриентов и ставленников с дипломами о высшем образовании.
Но пошел мощный поток совсем другого происхождения: сотни и сотни отставных офицеров пожелали продолжить службу Родине в алтарях.
Епископов они радовали много больше университетских: они легко находили общий (в том числе пьяный) язык с чиновниками и спонсорами, они привыкли к уставу и к строгой дисциплине...
Так обозначилось противоречие между Товарищами Офицерами и Аспирантами.
Последние или встали на путь тотальной ассимиляции и отречения от университетской культуры (как научной, так и этической) (это путь Цыпина и Козлова).
Или стали выдавливаться из поповской жизни (вспомним о. Дмитрия Свердлова).
Так что назначение выпускника Львовского военно-политического училища Ткачева на место гуманитария Уминского — это маркер произошедшего культурологического сдвига.
Это окончательное закрытие окна перемен в жизни русского православия. В том смысле, что университетские - буде они останутся в системе или вновь входить в нее - уже не станут привносить стандарты университетской культуры в "лоно церкви". Стиль товарища прапорщика вновь надолго стал господствующим.