Метро как галерея современного искусства. "Салатовая" линия


Вы пробовали когда-нибудь взглянуть на метро как на произведение искусства? Если нет, то жаль. В метро работают незаурядные мастера, они создают работы, которые все видят и мало кто не замечает. В последние годы про искусство метро наконец заговорили и стали проводить экскурсии - в основном на станциях, построенных в 30-е - 50-е годы, а также на самой свежей линии - Большой кольцевой (БКЛ). Но мы пойдем другим путем.
Вот уже 15 лет я с изумлением гляжу на развитие Люблинско-Дмитровской линии, она же 10-я, или "салатовая", как ее часто называют по цвету на схемах. Это первая линия, которая целиком открыта в постсоветский период (первая очередь - в 1995 году), она прирастает новыми станциями, я ревностно слежу за ними и с радостью убеждаюсь: традиция линии как галереи современного искусства продолжается.
Я долго мечтала сделать экскурсию по "салатовой" ветке, но организационные сложности оказались сильнее. Поэтому сегодня я приглашаю вас на виртуальную экскурсию. Из 26 станций я выбрала только семь, хотя можно было бы больше. Мы проедем от "Яхромской" до "Римской", с остановками на "Фонвизинской", "Марьиной роще", "Достоевской", "Трубной", "Сретенском бульваре". Можно еще сделать остановку на "Чкаловской", посмотреть "космические" керамические панно и граффити в верхнем вестибюле, посвященные Валерию Чкалову, но мне кажется, что и без них экскурсия получится насыщенной. Глядя на оформление станций, порадуемся улицам Москвы - их сегодняшнему дню и прошлому, вспомним произведения русской литературы и даже совершим экскурс в историю древнего Рима. Познакомимся с работами, созданными в разных жанрах изобразительного искусства - от традиционных (римская и флорентийская мозаика, скульптура, витражи), до инновационного 3D сканирования. Увидим работающий фонтан - единственный в московском метро. Не обещаю, что вам всё понравится, но, полагаю, скучно не будет.
1.Яхромская (подробнее)

Год открытия - 2023.
Оформление: панно площадью 815 кв. метров на тему 800-летия Москвы (рядом находится улица 800-летия Москвы)
Оформитель - Александр Рукавишников
Техника оформления: смешанная техника «острый коготь». Готовится левкас – это грунт, который используется как основа для рисунка, он тонируется определенным образом, потом на него наносится изображение, затем это изображение процарапывается. Отсканированная и увеличенная в несколько раз копия работ была нанесена на алюминиевые панели.
На Яхромской мы погружаемся в атмосферу Москвы 1947 года: парад физкультурников и строительство высоток, афиши новых фильмов и праздничных салют, клоун Карандаш и даже слон на улицах столицы. Коллажи основаны на документальных фото и воспоминаниях.
Прямая речь автора: Мы решили изобразить такую ностальгическую Москву тех лет. Мне показалось, что самое главное – хорошо передать эмоциональное состояние победившей стороны. Потому что война была страшная, жестокая. Я в детстве еще застал это состояние по друзьям своих родителей, людям, которые пришли с фронта. Был явный подъем, и я попытался передать это в графике.
2.Фонвизинская (подробнее)

Год открытия станции: 2016. Год создания оформления: 2018
Оформление: 28 трехмерных панно на с фотографиями персонажей комедии "Недоросль" Д.И.Фонвизина.
Оформитель: Константин Худяков.
Техника оформления: 3D сканирование фотографий. Когда вы двигаетесь, кажется, будто персонажи поворачиваются вам вслед.
Интересно, что для фотографий позировали сами создатели станции. Так, художник К.Худяков, автор оформления, выступил "в роли" учителя Цыфиркина, в образе "недоросля" Митрофанушки - автор технологии изготовления панно Алексей Горяев. А в образе Фонвизина - архитектор Амантай Куренбаев, создатель станции "Марьина Роща", на которую мы как раз переезжаем.
3.Марьина роща (подробнее)

Год открытия: 2010
Оформление: 8 мозаичных панно, изображающие окрестности станции в прошлом.
Оформитель: Сергей Горяев.
Техника оформления: римская мозаика в обрамлении рамок из кованого металла.
На мозаиках - пасторальные пейзажи Марьиной рощи, какой она могла быть много лет назад, а также памятные места в Марьиной роще и близлежащем Останкино: храм Трифона в Напрудном, Останкинский дворец, церковь Живоначальной Троицы в Останкине и др.
Прямая речь автора: Пасторальный - любимый жанр русского модерна. Он уходит корнями в традиции пейзажей 18 века и создаёт тёплый, лиричный стиль станции
4.Достоевская (подробнее)

Год открытия: 2010
Оформление: панно на темы четырех романов Ф.М.Достоевского, а также мозаичный портрет Достоевского и две фигуры - мужская и женская.
Оформитель: Иван Николаев
Техника оформления: черно-белая флорентийская мозаика.
Оформление станции вызвало противоречивые реакции. Открытие было перенесено, причем по неофициальным данным, это было связано с художественным оформлением. Многим интерьеры показались слишком мрачными. Ходили слухи о том, что мозаики будут демонтированы. Однако в результате "Достоевская" открылась с авторским оформлением, которое будит эмоции и заставляет задумываться о сущности добра и зла.
Прямая речь автора: Станция сдержанная, строгая, серьезная, но мрачности в ней нет. Я не считаю, что монументальная живопись является лишь способом украшения. В ней неизбежно должен существовать нравоучительный момент.
5.Трубная

Год открытия: 2007
Оформление: 12 витражей с коллажами старинных городов России и панно с панорамой Москвы
Оформитель: Зураб Церетели
Техника оформления: витраж
По контрасту с Достоевской, это красивая, светлая, нарядная станция. Витражи обрамлены светильниками с витыми кронштейнами. Их и даже скамейки тоже проектировал З.Церетели.
А еще именно на "Трубной" часто можно встретить праздничные украшения - новогодние, пасхальные и даже китайский новый год. Не удивляйтесь, если увидите.
6.Сретенский бульвар (подробнее)

Год открытия: 2007
Оформление: 24 панно, посвященные Бульварному кольцу
Оформитель: Иван Лубенников
Техника оформления: плоские аппликации - стальные силуэтные элементы с травлеными изображениями.
Когда-то я написала об этой станции маленькое эссе, теперь его процитирую.
Состояние светлого и грустного одиночества человека на бульваре на мой вкус замечательно передано в оформлении станции. Люди растворяются в деревьях, домах, церквях, в той самой привычной московской серости, которая "у природы нет плохой погоды". Так же растворяются те, кто когда-то ходил здесь, а теперь стоят статуями - а они тоже мечтали, грустили и радовались. Мы все сопричастны бульвару и любимому городу.
Прямая речь автора: Я настоял, чтобы была нержавейка, хотя были противники у этого материала. Травленая сталь очень красива. Я вспомнил, как выглядит офортная доска, когда цинк еще не корродировал, и постарался достичь этого эффекта. Иногда спрашивают: а почему там пустые пилоны? Да потому что воздух нужен, простор. Ощущение воздуха под землей — это важно.
7.Римская (подробнее)

Год открытия: 1995
Оформление: 4 медальона и фонтан (единственный в метро) на темы истории Рима
Оформитель: Леонид Берлин
Техника оформления: скульптурные композиции, рельефы.
Скульптуры на "Римской" вызвали немало споров, они, как и оформление "Достоевской", непривычны для метро. При этом они небольшие и не бросаются в глаза. Но если их увидишь, они не отпускают, тревожат, будоражат, и наверное это значит, что скульптор выполнил свою задачу.
Прямая речь искусствоведа: Станция метро "Римская", украшенная рельефами Берлина - подлинный праздник скульптуры, доставляющий истинную, почти детскую радость...Необычная, не похожая ни на одну другую станция, осененная духом античности и христианства; залог нерасторжимого единства времен и народов...
Наше виртуальное путешествие закончено. Если у вас возникло желание проделать его "в реале", моя задача выполнена.
|
</> |