Метод трансреализма
sveta_yan — 11.04.2014
Ностальгия по концу 80-х. Жизнь вырвалась из-под цензуры, границы
бытия раздвинулись, мир распахнулся... Некоторые друзья из
тех бесцензурных времен куда-то потерялись. Например, художник
Николай Гольдер, друг Вована, руководитель альтернативного
объединения свердловских художников "Вернисаж". Свой
творческий метод называл "трансреализм", не берусь объяснить этот
термин. Какой он был художник, тоже судить не берусь, мне казалось,
что хороший, но возможно, я была к нему необъективна. В любом
случае, "Вернисаж" - это было событие в истории Е-бурга. И
пахло в этих мастерских даже не красками, а какой-то другой
жизнью, свободой и волей. Помню, году примерно в 1989 пришла
я к нему в мастерскую на живописную улицу Розы Люксембург, всю
застроенную старыми деревянными особняками начала 20 века и
утопающую в сирени, а Коля и его сын, мальчик лет десяти, мыли пол.
На мольберте эскиз новой картины под названием "Иуда", на картине
Иуда Искариот сидит за столом, а перед ним блюдо с
обглоданной рыбой. И на столе у Коли стоит блюдо с рыбьим скелетом,
то есть натура. Причем скелет уже пованивает. "Надо скорее
дописывать, а то совсем завоняет", - сказал Коля. "Главное,
что Иуда не завоняет", - успокоила я Колю, не решаясь узнать
в персонаже одного общего знакомого. "Главное - по морде от
него не получить", - сказал Коля. Так и не знаю, дописал ли Коля
картину. И еще непонятно, почему рыбу нужно писать непременно с
натуры, а человека не обязательно...
В 1990 году Николай Гольдер вместе с женой и сыном эмигрировали в
Германию. Коля говорил, что он сын французского коммуниста, который
приехал в СССР после войны в Испании и угодил в сталинские лагеря.
После лагерей остался жить в уральском городке Тавде, где и родился
Коля. Про лагеря Коля рассказывал со слов отца очень живописно,
подозреваю, что еще и от себя добавлял, воображения ему было не
занимать. Первое время после отъезда мы с Вованом с ним
переписывались, но потом письма перестали приходить, а Интернета
тогда еще не было...
Недавно стала я искать Колино имя на просторах Интернета, но нашла
только Андреаса Гольдера, успешного художника из Берлина,
выставляющегося в галереях многих городов мира. Когда прочитала,
что он "was born in Yekaterinburg in 1979", то догадалась,
что это и есть тот самый мальчик, который мыл пол в мастерской на
улице Розы Люксембург в 1989 году...
Мой портрет кисти Николая Гольдера.
Большую картину в багровых тонах на стене Вовановой дачи тоже
написал Гольдер. Называется "Тринадцатый век".
Андреас Гольдер в своей берлинской мастерской.
Картина Андреаса Гольдера. Как я выяснила из источников в
Интернете, он пишет всяких фантастических чудовищ. Вот это,
по-моему, и есть трансреализм.