Метод Чекетти. Теория и техника классического балета
atlanta_s — 20.11.2023 Если говорит о балете, точнее о теории балета, то большинство первым делом вспоминают Агриппину Ваганову и ее "Основы классического танца". Книга с таким названием вышла в 1934 году.Как говорила известный балетовед Л.Д.Блок (дочь Д.И Менделеева), Ваганова "сумела понять самую сущность форм классического танца", добаляя, что взявшишь за преподавание Агриппина Яковлевна "оказалась одарённой исключительными педагогическими способностями".
Но есть и другие "системы" и "методы".
Например еще в 1922 году в свет вышла книга "Метод Чеккетти в теории и технике классического балета" Сирила У. Бомонта и Станисласа Идзиковски, с предисловием Энрико Чеккетти и иллюстрациями Рэндольфа Швабе. Первоначально это руд был опубликован под названием "Руководство по теории и практике классического театрального танца" (метод Чеккетти), 1922.
Предлагаю вниманию читателей отрывок из книги.
СОВЕТЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЗАМЫШЛЯЕТ ИЗУЧЕНИЕ ТАНЦЕВ
Сделайте паузу - и подумайте двадцать, пятьдесят, сто раз, прежде чем посвятить себя изучению танца. Осознаете ли вы трудность этого искусства, одновременно такого прекрасного и такого неблагодарного? Осознаете ли вы, сколько препятствий необходимо преодолеть, прежде чем вы сможете стать танцором, даже со средними способностями? Подумайте тогда о силах, который необходимо затратить, о несправедливостях, интригах и зависти, которые необходимо пережить, прежде чем вы сможете стать выдающимся художником. Если вас все еще не пугают эти неприятные факты, то это говорит о том, что вы обладаете энтузиазмом и решительностью - качествами, необходимыми для успеха. Подумайте о своих физических, личностных и умственных качествах. Если вы слишком молоды, чтобы сделать это самостоятельно, пусть ваши родители или опекуны подумают над столь важным вопросом. Не воображайте, что вы можете стать танцовщицей за шесть месяцев. Терпсихора - ревнивая богиня, и те, кто стремится прославиться среди ее почитателей, должны принести на ее алтарь годы терпеливой учебы и часы физического труда. Тщательно взвесьте эти слова, и если после должного обдумывания вы все еще охвачены страстью к танцу, первый вопрос, который возникает, - это выбор педагога (мастера). Теперь успех или неудача во всех занятиях зависит главным образом от того, как они начаты. Необходимо уделять много внимания выбору учителя, поскольку ваша карьера в очень большой степени зависит от его квалификации. Существуют сотни так называемых учителей, лишь немногие из которых отличились в том искусстве, которое, как они утверждают, преподают. Есть люди со средними способностями, чья небрежная манера обучения имеет тенденцию развивать у ученика привычку к небрежному исполнению, которая со временем становится настолько закрепленной, что становится чрезвычайно трудно, а иногда и невозможно ее искоренить. Есть и другие, хорошие теоретики, но неспособные к практической демонстрации. Точно так же есть прекрасные демонстранты, которые ничего не понимают в теоретических принципах своего искусства. Наконец, в танцах, как и в других профессиях, есть группа подражателей и шарлатанов, единственной квалификацией которых является разбрасывание технических терминов, значения которых они не понимают, чисто поверхностное знакомство с па нескольких легких танцев, величественные манеры и безграничный уверенность. Поэтому подумайте, прежде чем доверить себя таким учителям и тем самым помочь сохранить их существование. Опять же, не бегите к педагогу только потому, что его академия находится в пределах легкой досягаемости от вашего жилища, потому что он ослепляет ваши глаза перспективами светской жизни или хвастается аристократическими связями. Это не имеет никакого отношения к его способностям как учителя. Помните также, что выдающийся танцор не обязательно является хорошим учителем, особенно если он все еще выступает на публике, потому что он может не обладать даром передавать свои знания в ясной и простой манере. Еще и потому, что у него может не быть ни времени, ни желания серьезно изучать хорошие и плохие стороны своих учеников. Наконец, потому, что он может рассматривать свой класс как единое целое и, следовательно, безразличен к тому факту, что каждый ученик устроен по-разному, как физически, так и темпераментно, так что каждому требуется адаптация урока для удовлетворения его собственных конкретных потребностей.
Какова же тогда квалификация опытного профессора? Во-первых, его школа - источники его собственных знаний. Во-вторых, его репутация учителя и танцора. В-третьих, его личные качества: он должен быть добросовестным, терпеливым и сторонником дисциплины. В-четвертых, его способности как практического демонстратора, так и теоретического представителя. В-пятых, успехи, достигнутые его учениками. В-шестых, количество лет, в течение которых он преподает. Опять же, не стоит отдавать предпочтение одному педагогу перед другим, потому что его гонорары более умеренные. Гинея, потраченные на урок, который приносит знания, - выгодное вложение, но пятнадцать шиллингов , потраченных на непродуктивный урок, - пустая трата денег.
Определившись с выбором учитля, полностью доверьтесь ему . Старайтесь усердно следовать его указаниям и глубоко задумайтесь над причинами, приведенными для выполнение такого-то движения. Знание "почему" и "для чего" создает уверенность и надежность. Если вы чувствуете, что не добиваетесь прогресса, не уходите поспешно от своего учителя. Есть банальная эпиграмма, в которой говорится , что один посредственный мастер стоит больше, чем три хороших. Посредственный учитель, какими бы ограниченными ни были его знания, научит всему, что он знает. Давайте предположим, что вы находитесь на попечении учителя А, вы недовольны своими успехами и переходите на попечение учителя Б. Теперь нет ничего, кроме хорошего учителя, который гордится как своими успехами, так и превосходством его собственного метода. Первый вопрос, который вам зададут, звучит так: "У кого вы проходили свое предыдущее обучение?" Вы, естественно, ответите: "А". Ваш ответ немедленно вызовет враждебность В по отношению к А, и он скажет вам, что метод А не имеет никакой ценности, и что чем скорее вы забудете его принципы, тем лучше это будет для вашего знания вашего искусства. Но со временем вы можете обнаружить, что даже с B вы не достигаете ожидаемого прогресса. Вы снова меняете свое мнение и переходите на попечение С. Через очень короткое время вы будете настолько сбиты с толку новым метод С и сохраняющиеся остатки учения А и В, что вы ничего не будете знать ни о методах А, В, ни С.
Можно спросить: "В каком возрасте ученику рекомендуется начинать изучение танцев? "Это зависит от национальности ученика и страны, в которой проводятся уроки. В северных странах, таких как Великобритания и Россия дети развиваются медленно, в то время как в южных странах, таких как Италия и Испания, развитие происходит настолько быстро, что в возрасте восемнадцати лет девочка уже становится женщиной.
Такой авторитет, как маэстро Чеккетти, считает, что в в северных странах наиболее подходящий возраст для начала занятий танцами - от девяти до двенадцати лет, а в южных странах - от восьми до десяти лет. Он выступает против практики обучения ребенка в возрасте до восьми лет, поскольку не считает конечности достаточно сильными, чтобы выдерживать отнюдь не легкие нагрузки при первых упражнениях у станка. В своей работе вы всегда будете сталкиваться с трудностями, но не отчаивайтесь, каждое препятствие можно преодолеть настойчивостью и усердной практикой. Помните совет художника своим ученикам: "Nulla dies sine linea" - "Ни дня без линии". Нет ничего важнее постоянной практики. Это необходимо даже учителям, следовательно, незаменимо для учеников. Никакое другое искусство не уделяет этому такое внимание. Только практикой можно достичь мастерства, и только практикой можно сохранить его. Краткий период праздности или безразличия к этому важному аспекту танца приводит к тому, что ученик теряет то, что стоило ему стольких трудов приобрести – его равновесие нарушается, мышцы твердеют, суставы перетают гнуться, а его "пружины" (связки, мышцы) теряют свою эластичность. Чтобы избавиться от недельного ничегонеделания, требуется месяц труда, в то время как ежедневной практикой ученик приобретает и поддерживает это прекрасное самообладание, легкость движений и упругость мышц, которые радуют глаз. С другой стороны, не переутомляйтесь, потому что когда мышцы становятся напряженными, суставы ослабевают настолько, что вы едва можете стоять. Концентрация мысли и прилежная тщательная практика, сочетаемая с умеренностью, являются основой успеха.
Убедитесь, что вы досконально понимаете движение , прежде чем приступать к его выполнению, ибо конечности - слуги разума.
В заключение, по мере того как ваш опыт будет увеличиваться, вы сможете с пользой изучать родственные искусства - пантомиму, музыку, живопись, графику и скульптуру. Первое позволит вам скомпоновать свои черты в соответствии с чувствами, выраженными в вашем танце. Второе научит ваш слух различать ритм и интонацию аккомпанемента, так что ваши движения будут строго соответствовать такту. Третье, четвертое и пятое познакомят вас со стилем и манерами эпохи и раскроют вам красоту линий, форм и композиции.
Посетите знаменитые художественные галереи мира. Если это невозможно, изучите любую из бесчисленных книг, содержащих репродукции тех произведений, которые вдохновляли и восхищали народы разных эпох. Попытайтесь понять, почему эти работы доставляют вам удовольствие. Таким образом, вы узнаете , что подразумевается под изяществом и красотой. Постарайтесь применить те же принципы к своему собственному искусству.
MM. C. W. BEAUMONT ET S. IDZIKOWSKI.
|
</> |