Метеор 120Р "Капитан Полуэктов" - история и практические подробности


История нашего путешествия на Метеоре началась задолго до того, как был выпущен первый Метеор нового поколения. Было это еще в те времена, когда от судов на подводных крыльях остались немногочисленные старые Метеоры и Кометы, которые возили туристов (потому что ценник по силам только туристам). Нечасто, но регулярно любимый муж спрашивал меня: "А что если сделать путешествие на Метеоре по всей Волге - от Твери до Астрахани?". Я трезво отвечала, что надо где-то ночевать - и вообще найди желающих целыми днями сидеть в одном месте и смотреть на берега...
В 2021 году со стапелей сошел первый Метеор нового поколения 120Р. В 2025 году появился трехдневный рейс Нижний Новгород - Пермь (точнее три рейса, с ночевками в Казани и Чайковском), а также двухдневный Нижний Новгород - Тверь, и мы конечно не смогли не испробовать нововведение хотя бы в однодневном варианте. Так и родилась идея нашего путешествия.
Скажем прямо: регулярностью движения нововведение не отличается: после поломки Городецкого шлюза, который починили за 3-4 дня, рейсов не было еще месяц. И вдруг на последние выходные лета сделали!
Но прежде, чем подробнее познакомить вас с нашим Метеором, начну издалека.
2.Фото сделано перед зданием Нижегородского технического университета. Надпись гласит: "Экраноплан "Волга-2", разработка выдающегося советского конструктора, выпускника НГТУ Р.Е.Алексеева

3.Имя Ростислава Алексеева известно меньше, чем он заслуживает, во всяком случае за пределами Нижнего Новгорода, где его имя носит тот самый технический университет.
На фото 2 - небольшой экраноплан. Проектам экранопланов Алексеев посвятил много лет, и это довольно печальная история. Экраноплан побольше можно увидеть в Москве, в музее истории ВМФ. Он неплохо виден с Речного вокзала, я рассказываю о нем на экскурсии и почти всегда убеждаюсь, что фамилия Алексеева экскурсантам незнакома. А между тем, его более ранний проект - суда на подводных крыльях - имел оглушительный успех (немного писала здесь)

3.

Последний из "старых" Метеоров был выпущен в 2007 году. И вот в Центральном Конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева разработана современная модель. Сейчас выпущено всего семь новых Метеоров, из них часть остались в Нижнем Новгороде, часть отправлены в ХМАО. Кстати, именно этот Метеор будет фигурировать на новой купюре в 1000 рублей ))
4.В Казань ходит "Ростислав Алексеев", а нам достался "Капитан Полуэктов" - четвертый Метеор 120Р. Он назван в честь Виктора Григорьевича Полуэктова, который вместе с конструктором Алексеевым давал жизнь первым пассажирским судам на подводных крыльях, он же стоял за штурвалом экспериментального СПК «Ракета».

5.Я безнадежно сентиментальна, поэтому процитирую сухие строки пресс-релиза:
Спуск на воду судна, получившего название «Капитан Полуэктов», состоялся 8 ноября 2023 года в Чкаловском районе Нижегородской области, на производственной площадке «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева»... Крестной матерью СПК «Метеор 120Р» «Капитан Полуэктов» стала дочь капитана – Маргарита Викторовна Полуэктова, также на спуске присутствовал и его сын Валерий Полуэктов.

5а.Именно наш рейс открывал новую линию от Ярославля до Твери, о чем мы узнали уже после того, как купили билеты на первое "плечо" - до Ярославля. Вообще-то именно оно было нам интереснее, но немного жаль, что мы пропустили такой необычный рейс, где участвовал генеральный директор «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Сергей Итальянцев, который проводил импровизированную пресс-конференцию для любителей Метеоров (фото не мое, гендир слева с бородой)

6.Переходим к обзору судна. На входе нас встречает портрет еще одного легендарного капитана судна на подводных крыльях - Михаила Девятаева. При всем уважении к этому невероятному человеку, я бы предпочла портрет капитана Полуэктова.

7.Передний салон. Обзору, увы, мешают платиковые конструкции спереди и неработающие экраны

8.Второй салон. Есть два больших стола, которые в наш рейс оккупировали дети. Для других мест - откидные столики. Заявленной еды нет, но чай и кофе - есть.

9.Единственное место, где есть доступ к свежему воздуху: две небольшие форточки доувольно высоко от пола (см. также фото 5а). Говорят, и доступ к ним могут закрыть ((

10.Экипаж судна - 6 человек.

11.Я уже писала, что на рейсе были как обычные пассажиры, так и фанаты водных путешествий, многие из них с детьми. Меня тоже когда-то в восьмилетнем возрасте приобщили в речным путешествиям...

12.На каждой пристани нас встречали любопытные: рейс хотя и не первый, но пока еще редкий и непривычный.

13.Покажу еще одно судно, которое мы по иронии судьбы встретили дважды - в Нижнем и в Ярославле. Это электрокатамаран Экоход. Их делают в Ленинградской области с 2023 года. Прогулочное судно имеет скорость до 30 км/час. Ярославль.

14.Нижний Новгород

Что ж, не исключаю, что следующим летом мы совершим трехдневное путешествие на Метеоре от Нижнего Новгорода до Перми.