Мессия «Города Солнца»

«Ни один разумный человек не смог бы вытерпеть то, что перенёс он» — вердикт медиков римской инквизиции.

Пожалуй, все слышали о «Городе Солнца» (лат. Civitas Solis; итал. La città del Sole) — произведении («поэтический диалог», «классическая утопия») доминиканского монаха-бунтаря Томаззо Кампанеллы.
Кампанелла был искренне убеждён, что его устремления могут быть реализованы лишь в случае, если люди последуют им по собственной воле.
«Город Солнца» от других "утопий" отличается наличием астрологического контекста. В. И. Ленин считал некоторые идеи, высказанные в «Городе Солнца», применимыми для монументальной пропаганды.
Но мало, кто знает какую цену отдал этот человек за свои убеждения.

«Город Солнца» написан в тюрьме Римской инквизиции около 1602 года на итальянском языке, но впервые опубликовано лишь в 1623 году во Франкфурте (Германия) — на латинском языке.
Инквизиционный процесс по делу о ереси начался 18 января 1600 года, санкция на применение пыток была получена сразу.
В тюрьме Римской инквизиции на тот момент (в это же время☝️) уже находились Джордано Бруно и флорентийский еретик Франческо Пуччи.

31 января Кампанелла был помещён в так называемый «крокодил» — подземный карцер, наполнявшийся во время прилива морской водой почти до потолка.
Кампанелла выдержал в нём 7 суток одиночного заключения, после чего, 7 февраля, его сразу бросили на пыточный станок «полледро», на котором допрашиваемого растягивали верёвками от лба до больших пальцев ног, травмируя мышцы, связки и суставы.

Дионисий Понцио после аналогичного испытания, подписывая протокол, был не в состоянии держать перо руками, и взял его в зубы.
Пасхальным утром 1600 года Кампанелла поджёг в своей камере соломенный матрас.
Как повествуют современные исследователи, он начал последовательную имитацию безумия. Это был единственный способ избежать костра: по представлениям той эпохи, безумец неспособен к покаянию и проклятие с его души переходит на палача.
В одном из тюремных сонетов Кампанелла сравнивал себя одновременно с Ионой в чреве китовом и с Христом, ожидавшим воскресения.

10 мая 1600 года следствие возобновилось и в течение двух недель фра Томмазо дважды был подвергнут испытанию на дыбе.
Невероятная стойкость Кампанеллы привела к тому, что между 6 и 16 ноября узник был осмотрен десятью разными лекарями, которые вынесли заключение, что он безумен: «ни один разумный человек не смог бы вытерпеть то, что перенёс он». Римские власти отказывались верить в безумие Кампанеллы. 31 мая 1601 года из Рима пришло указание подвергнуть фра Томмазо самой жестокой форме пытки — «велья» (итал. la veglia — «бодрствование»).

Пытка «велья» продолжалась 4 и 5 июня 1601 года на протяжении 36 часов. Судя по детальному протоколу, опубликованному Л. Фирпо, даже на колу Кампанелла продолжал выкрикивать бессмысленные фразы, в том числе неоднократно повторяемые «10 белых лошадей» и «1600», а также громко возглашал свою святость.
В своём трактате «Медицина» Кампанелла упоминал тюремного хирурга Шипионе Камарделла, который остановил кровотечение и смог почти без последствий залечить тяжелейшие травмы, хотя некоторые их следы остались на теле до конца жизни.
Этот опыт убедил Кампанеллу, что Бог явно предназначил его для некой великой цели, которую он, истинный пророк, ранее воспринял неверно.

13 ноября 1602 года Священная Конгрегация, не отменяя обвинений в ереси, осудила Кампанеллу на пожизненное тюремное заключение «безо всякой надежды на свободу», что не снимало с него претензий светской власти за попытку переворота. Он был отправлен в замок Кастель-Нуово, где познакомился с немецким интеллектуалом Кристофом Пфлугом, которому Кампанелла передал «Испанскую Монархию» и «Великий Итог».

После неудачной попытки устроить побег, с июня 1604 по апрель 1608 года Кампанелла был переведён в замок Сант-Эльмо.
В Сант-Эльмо рождалась его теория естественной магии и ощущений, проповедуемая Кампанеллой. Подземелья замка он именовал «своим Кавказом», уподобляя себя, таким образом, Прометею.

Обращение к понтифику возымело действие: на некоторое время его вернули в обычную камеру в Кастель-Нуово, где были сносные условия. Так он смог закончить «Побеждённый атеизм», посвящённый Шоппе.
Последние 8 лет в Кастель-Нуово в плане режима содержания были сравнительно лёгкими: узнику дозволялось писать и учить, принимать посетителей и зарабатывать на жизнь составлением гороскопов. В этот период у Кампанеллы учился физике неаполитанский аристократ Дж. Контестабиле; в 1624—1626 годах с Кампанеллой постоянно общался известный антиковед, посол Вюртемберга в Неаполе Кристоф фон Форстнер.
Кампанелла никогда не оставлял надежды выйти на свободу, равно и как начать переустройство мира. В 1607 году он обратил на себя внимание властей, когда написал обращение к венецианцам, восставшим против Папы Римского.
В марте 1626 года после длительных переговоров из Мадрида в Неаполь был доставлен приказ вице-королю принять окончательное решение по делу Кампанеллы.
Его освободили под гласный надзор, и 23 мая, после почти 27 лет непрерывного заключения, Томмазо Кампанелла вышел из Кастель-Нуово. Его поместили в неаполитанский монастырь Сан-Доменико, но через месяц Святая Конгрегация распорядилась доставить его в Рим.
В марте 1627 года Кампанелле предоставили секретаря — Франческо Борелли (высказывались версии, что это был брат Джованни Борелли или даже он сам, а также, что это был сын Кампанеллы, рождённый забеременевшей от него в Кастель-Нуово женой испанского солдата), а с сентября стали выплачивать пенсию в 10 скуди в месяц из средств Доминиканского ордена.

С апреля 1628 года ему разрешили передвигаться по всей территории Дворца инквизиции, а в мае позволили отслужить мессу. 27 июля 1628 года приказом Папы философу вернули все рукописи и перевели его в монастырь Санта-Мария-сопра-Минерва.
Реабилитация завершилась 11 января 1629 года, когда Кампанелла был полностью освобождён и восстановлен во всех правах, а его книги были удалены из «Индекса запрещённых книг». Тогда же Генеральный капитул Доминиканского ордена по совокупности трудов присвоил Кампанелле степень магистра римско-католического богословия.
К его персоне испытывал определённый интерес Папа Урбан VIII, Кампанелла убедил Урбана, что проводя над ним магические ритуалы, можно будет предотвратить предсказанную ему скорую смерть. В этот период философ даже написал комментарий к поэзии самого папы, который планировалось использовать в обучении богословов, однако этот завершённый в 1632 году труд так и остался неопубликованным.
Кампанелла оказал некоторое воздействие на интеллектуальные настроения семейства Барберини. Считается, что им был сочинён сюжет для фрески Андреа Сакки «Аллегория Божественной мудрости» в Палаццо Барберини.

Фреску заказал для своих покоев префект Рима, племянник папы Таддео Барберини, чьего старшего сына Кампанелла излечил магическим ритуалом.
«Побеждённый атеизм» в 1630—1631 годах вновь попал под рассмотрение цензуры и всего через шесть месяцев после опубликования был занесён в «Индекс», хотя автор внёс исправления. В 1633 году та же участь постигла «Монархию Мессии». Кампанелла становился всё более и более ортодоксальным и нетерпимым, в неопубликованном возражении на критику Никколо Риккарди он сурово осудил одновременно Лукиана и Эразма, а также Боккаччо и Аретино, равно как и «шута Франсуа Рабле, который заразил ересью Францию».
В августе 1633 года в Неаполе был арестован ученик Кампанеллы — калабрийский доминиканец Томмазо Пиньятелли, обвинённый в подготовке антииспанского заговора. Тогда же вице-король потребовал выдачи Кампанеллы.
В этой ситуации Папа официально объявил, что не будет препятствовать выезду Кампанеллы во Францию.
Благодаря помощи французского посла в Риме де Ноая Кампанелла под вымышленным именем и в рясе минима 21 октября 1634 года был в личной карете посланника отправлен в Ливорно, где сел на корабль, отплывавший в Марсель.
1 декабря прибыл в Париж в обществе Кассиано даль Поццо. Три недели он провёл в доме епископа Сен-Флёра (брата посла де Ноая), а далее до конца жизни обосновался в доминиканском монастыре на улице Сен-Оноре.
9 февраля 1635 года Кампанелла был удостоен королевской аудиенции, во время которой Людовик XIII дважды обнял Кампанеллу и во всеуслышание выразил сочувствие его злоключениям. Находясь во Франции, Кампанелла не порывал и с римскими корреспондентами.
Кампанелла как крупный специалист по астрологии был постоянно востребован кардиналом Ришельё, который серьёзно относился к оккультизму. Было обнаружено неопубликованное сочинение по хиромантии, которое Кампанелла написал по просьбе кардинала. Также по просьбе кардинала он рассчитал гороскоп Папы Римского.
Перед кончиной Кампанелла в своих посланиях (в том числе великому герцогу Тосканы Фердинанду II) не скрывал своей пророческой миссии и утверждал, что пророк — даже гонимый и побеждённый — воскреснет на третий день или спустя три столетия. Он опасался солнечного затмения 1639 года и пытался магическими ритуалами отвести его угрозу от себя.

На рассвете 21 мая 1639 года, находясь в своей келье, Томмазо Кампанелла скончался во сне. Некролог был опубликован Ренодо в его Gazette. Его похоронили в церкви Сент-Оноре, однако во время Великой Французской революции здание церкви было разрушено, а останки философа выброшены.
А начиналось всё так...
10 августа 1599 года испанским властям поступил донос, заверенный нотариусом Луисом де Кастильо, что братья-доминиканцы Томмазо Кампанелла и Дионисий Понцио, и многие другие знатные и простые лица составили заговор, чтобы в союзе с Папой римским и турками свергнуть в Южной Италии испанскую власть. Дискуссии о масштабах этого заговора и степени вовлечённости в него различных политических сил не прекращаются и в наше время. Объективной основой его, по-видимому, были многочисленные конфликты испанских светских и итальянских церковных властей.
В готовившемся восстании огромное участие принял Доминиканский орден, причём это наслаивалось на эсхатологические настроения, связанные с наступлением юбилейного 1600 года.
Судя по опубликованным Л. Амабиле документам, восстание строилось на мистической основе: грядущее нисхождение Солнца должно было свергнуть в Калабрии испанскую власть и учредить республику, основанную на новой этике и преображённом христианстве.
Кампанелле отводилась роль Мессии новой эры, ему предстояло своими пророчествами вести мир в новую эпоху. Кампанелла ставил себя едва ли не наравне с Христом, который объявлялся боговдохновенным магом и законодателем, что означало возможность совмещения католической веры и естественной магии.
В своей переписке и трактатах того времени Кампанелла изобильно цитировал визионерскую литературу, особенно святую Екатерину, святую Бригитту и святого Винсента Феррера, а также Савонаролу, Иоахима Флорского, Петрарку, Данте и Сивиллины книги (античных стихотворных сборников, написанных гексаметром на древнегреческом языке, которые, как считалось, содержали произнесённые сивиллами пророчества), которые истолковывал по Лактанцию — то есть как языческое предвестие христианства.

Сосланный в Калабрию Кампанелла в 1598—1599 годах вёл проповедь эсхатологического содержания и призывал к активным действиям против испанских властей.
«Город Солнца» был общественно-политической программой Кампанеллы, сформулированной в период подготовки восстания. Образ идеальной республики, «где все будут жить общиной», встречался как в проповедях перед народом, так и в тюремных писаниях фра Томаззо.
В некоторых показаниях утверждается, что после победы восстания «монархом мира» должен был стать сам Кампанелла, который путём астрологических расчётов установил, что великое преобразование мира должно было начаться в юбилейном 1600 году.
Центром грядущей совершенной республики должна была стать гора Стило. В содержании опубликованной утопии отразились характерные детали устройства общества заговорщиков, в том числе белые одежды будущих членов общины, единство духовной и светской власти и роль астрологии.

В мае 1599 года Дионисий Понцио вернулся в Калабрию и начал подготовку восстания, встретившись как с местными аристократами-заговорщиками, так и бандитами. Понцио вёл проповедь в Катандзаро, вербуя сторонников. Глава вооружённых сил заговорщиков — Маурицио де Ринальдис — начал переговоры с Османской империей для внешней поддержки восстания.
Дионисий Понцио крайне радикализировал идеи, которые воспринял от Кампанеллы. Он утверждал, что истинный пророк Божий — Кампанелла — неуязвим и даже способен воскрешать мёртвых.
Судя по протоколам допросов инквизиции, он открыто называл Христа — «мошенником», отрицал его божественность и воскресение и учил, что не существует ни рая, ни ада, как и смерти.
28 сентября Понцио был арестован и несколько раз подвергся пыткам, однако никого не выдал.
В октябре 1602 года Дионисию Понцио устроили побег из следственной тюрьмы, через Мальту он переехал в Стамбул, где принял ислам.
В турецкой столице он вёл активную миссионерскую работу среди выходцев из Калабрии и даже утверждал, что на его родине живут 300 тайных мусульман, которые готовы к решительным действиям. Он также объявил, что в Стамбул перевезут и Кампанеллу (это сильно ухудшило режим его содержания).
В марте 1604 года Понцио подал прошение Священной Конгрегации о разрешении прибыть в Рим, минуя Неаполитанское королевство, но 2 сентября скончался. Кампанелла в своём трактате «Астрология», опубликованном в 1630 году, утверждал, что Дионисий Понцио был убит.
Город Солнца
Общественное воспитание
Производство и воспитание потомства переходит в руки государства в соответствии с биологическими и астрологическими показаниями. Кампанелла писал в своей утопии, что мужчины и женщины сызмальства воспитывались так, что верили в могущество науки и её творцов, работали и жили радостно, ощущая сопричастность всем деяниям государства, созданного ради общего блага. Государство вмешивается в деторождение, поскольку личные чувства у соляриев отделены от производства потомства. Кампанелла был искренне убеждён, что это может быть реализованы лишь в случае, если люди последуют им по собственной воле.

Младенцы сразу после вскармливания передаются в руки назначенных государством воспитателей и воспитательниц, до семи лет обучаясь в форме игры. Обучение совершается и во время прогулок, поскольку все стены города покрыты изображениями камней, минералов и металлов, морей и рек, озёр и источников, снега, грозы и всех воздушных явлений. На стенах изображены «все виды деревьев и трав, а иные из них растут там в горшках на выступах наружной стены строений»; «всевозможные породы рыб», птиц, животных «и все достойное изучения представлено там в изумительных изображениях и снабжено пояснительными надписями». Специальный круг стен выделен для математических фигур и карт всех областей земли, а другой круг стен — для ремёсел и их применения. При этом государством выделены специальные наставники, которые способны подробно разъяснить смысл каждого изображения.
Солярии — жители Города Солнца — заботятся и о физическом развитии будущих поколений; естественные склонности выявляются при посещении мастерских разных специальностей. Кампанелла отлично понимал, что труд является проклятьем человечества и потому положил в основу своей утопии всеобщее участие в труде. У соляриев почётом пользуются те, «кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела». Рабочий день не превышает 4-х часов (речь идёт о физическом труде), всё остальное время можно посвящать наукам, развитию умственных и телесных способностей.
Солярии не имеют индивидуальных жилищ и ночуют в общих спальнях, смысл которых именно в том, что они разделяют людей разного пола: одни предназначены только для женщин, другие только для мужчин. Кампанелла подробно описал, как и где встречаются пары, предназначенные для деторождения.
Кампанелла разработал рациональные принципы воспитания и обучения детей, которые впоследствии оказали огромное влияние на доктрину Яна Амоса Коменского.
Идеальные солярии Кампанеллы самым гнусным из пороков считали гордость, а также преследовали неблагодарность и злобу, неуважение, леность, уныние, гневливость и шутовство, а также ложь. Помимо смертной казни Кампанелла полагал необходимыми такие меры воздействия как изгнание, бичевание, выговор, отлучение от церкви и запрет общаться с женщиной. Наказание рассматривалось как средство искупления греха, проступка против общего блага.
Самые одарённые души при плохом воспитании становятся особенно плохими (Платон).☝️
Кампанелла предлагал на протяжении всей жизни следить за рационом питания, проживанием в пригодном климате с прозрачной водой и чистым воздухом.
Он полагал музыку важной для возбуждения духа к движению и естественной деятельности, которая может также усмирять безумие.

Сексуальную активность Кампанелла, как и Фичино, полагал естественной, но в зрелых летах вредной. Для профилактики старости полезно возлежать (casta cubatio) с юношами и девушками, ибо «радости Венеры (чистые от греха) много полезнее иных лекарств» (Veneris laetitia, sed pura absque peccato, multis praevalet medicinis).
На сексуальную активность влияет также подвижный образ жизни, из-за чего Кампанелла укорял неаполитанцев, использующих экипажи. Впрочем, лучшим лекарством от старости является внутренняя безмятежность и победа над страстями, и «поддержание печени в мягком виде».
Метафизика
Движение и развитие возможно из-за того, что всякая вещь не только существует в действительности и причастна бытию, но и, будучи данной вещью, в бытии ограничена и причастна к небытию.
В «Теологии» Кампанелла уточнял, что всё сущее состоит из конечного бытия и бесконечного небытия. Всякая вещь является частным моментом в бесконечном потоке бытия, в чём и осуществляется всеобщая гармония целого. То, что Бог содержится во всех вещах, не вело к пантеизму, поскольку Бог более внутренне присущ вещам, чем природа, и не смешивается с материей («Политические афоризмы»).
Природа рассматривалась Кампанеллой как божественное искусство, приданное вещам, ведущее их к цели.
Бог — создатель природных законов. Сотворив мир — совершив величайшее чудо — Бог в дальнейшем не воздействует на природу прямо. Более того, природный закон, приданный вещам актом творения, ограничивает божественное всемогущество, Бог подчинён законам строгой логики, и не может Себе противоречить («Метафизика»). Бог не заботится и о частностях, не действуя непосредственно.