Мессершмитт на Грачевском перевале
far01 — 24.04.2015Горы Северного Кавказа хранят в себе еще много тайн, ждущих своих исследователей. В минувшие выходные, благодаря поисковикам «Кубанского плацдарма», одной тайной стало меньше.
Легенды о месте падения немецкого самолета на вершине Грачевского перевала ходили давно. Местные жители даже утверждали, что пилотом этого самолета был словак. Хотя точно уже никто не помнил когда появилась эта легенда и почему именно словак, и даже показать точное место падения никто не брался.
В состав истребительной эскадры JG52 действительно входили две эскадрильи, сформированные по национальному признаку: словацкая 13.(Slow.)/JG52 и хорватская 15.(Kroat.)/JG52. Обе эскадрильи были переброшены на Кубань осенью 1942 года и принимали участие сначала в немецком наступлении на Туапсе, а затем в Кубанском воздушном сражении.
После долгих поисков нам, наконец, удалось найти в Лазаревской человека, который вызвался показать обломки этого немецкого самолета. На месте падения сохранилось много крупных фрагментов, в которых легко угадывались конструкции истребителя Ме-109, а несколько найденных табличек позволили не только подтвердить тип самолета, но и установить его модификацию «F».
Как показывает опыт предыдущих работ на местах падения немецких самолетов, Ме-109 это та машина, которая сложнее всего идентифицируется по заводскому номеру, поскольку, в отличие от Ю-87 или, например Хе-111, дублирование заводского номера самолета Ме-109, производилось всего в нескольких местах и найти нужные фрагменты крайне не просто. Так случилось и в этот раз: установить заводской номер и пролить свет на обстоятельства гибели самолета и судьбу пилота нам не удалось.
Но, в очередной раз в дело вмешался случай. При посещении одного из музеев Лазаревского района Сочи, наш коллега Александр Гартман обнаружил часть фрагментов того самого «мессера» с Грачевского перевала. Их еще в 60-х годах привезли и передали в музей лесозаготовители. И именно среди этих обломков нашелся нужный фрагмент фюзеляжа с заводским номером самолета 8798.
Согласно донесений о потерях самолетов в подразделениях люфтваффе, Ме-109 № 8798 был сбит 02.01.1943 г. в бою с советскими истребителями ЛАГГ-3 в районе Тубы во время выполнения боевого задания по прикрытию самолета-разведчика Фв-189.
Нашла подтверждение и легенда о словацком летчике. Пилотом этого «мессера» был действительно словак Йозеф Длицка из состава 13.(Slow.)/JG52. Его ведомый, тоже словацкий пилот Коварик, вернувшись на аэродром сообщил, что в 07.05 по словацкому времени (разница с московским 3 часа) они приняли бой с ЛАГГ-3, в результате которого Длицка был сбит. Боевое крещение Йозеф Длицка принял еще в 1941 году. Однажды, 31.07.1941 г. был подбит зенитным огнем и совершил вынужденную посадку за линией фронта самолет пилота Мартина Данигеля. Йозеф Длицка посадил свой самолет рядом с подбитым товарищем и вывез его на крыле своего мессера.
Помимо этого на счету Длицка была одна одержанная победа в воздушном бою 07.09.1941 г. Не смотря на отсутствие выдающихся военных заслуг Длицка был одним из самых титулованных словацких пилотов JG52. Помимо словацких наград он был удостоен высоких наград фашистской Германии –железных крестов 1 и 2 классов.
Осенью 1942 года словаки отправили в действующую армию на Туапсинское направление. При перелете самолет Длицка дважды терпел поломки, в связи с чем пилот прибыл в часть лишь в середине декабря 1942 года.
Йозеф Длицка четвертый слева.
Он стал первым летчиком 13.(Slow.)/JG52 погибшем на Восточном фронте. Помимо этого его самолет стал первым, занесенным в список побед молодого советского летчика-истребителя пилота 164 иап, а в последствии прославленного аса и Героя Советского Союза Григория Демьяновича Онискевича.
Уже спустя 10 дней лейтенант Онискевич будет представлен к своей первой правительственной награде ордену Красное Знамя, в том числе и за сбитый им 02.01.1943 г. «мессер». В последствии в 482-х боевых вылетах он проведет 206 воздушных боев, собьет лично 15 самолетов противника и 8 в группе, будет трижды награжден орденами Красное знамя, орденами Ленина, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, а 1 июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны Григорий Демьянович продолжил службу в Советской армии. В 1955 он году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. С 1956 года полковник Г.Д. Онискевич - в запасе. Жил в городе Воронеже и умер 1 января 1968 года.
Вот так, благодаря находке немецкого самолета, у нас появилась возможность еще раз вспомнить о замечательном человеке и отдать дань памяти прославленному летчику, сражавшемуся в небе Кубани – Онискевичу Григорию Демьяновичу.
источник.
|
</> |