Месить глину до конца дней
fan_project — 24.11.2021Новую эру в коллекционировании открыли в конце XIX века американцы. Стремясь наверстать упущенные ими ранее возможности, они стали скупать все, что попадало под руку, платя бешеные деньги. Этим они сразу взвинтили цены на произведения искусства… Один остроумный француз назвал Коро автором 3000 работ, 10 000 из которых проданы в Америку.
Но правда оказалась еще сенсационней шутки: известный музейный деятель Рене Хьюг насчитал в одной Европе 30 000 работ Коро. Некий доктор Жюссом обладал коллекцией из 2414 произведений и автографов выдающегося французского художника. Увы, все до одного были фальшивыми… По французской статистике, только лишь в США было ввезено 9428 картин Рембрандта, 113 254 рисунка Ватто…
В 1864 году собиратель и агент многих парижских коллекционеров господин де Ноливо привез из Флоренции прекрасный древний бюст Джироламо Бенивьени, — друга Савонаролы и последователя Петрарки, автора сонетов и философских трактатов.
Через некоторое время бюст был продан с аукциона за огромные деньги, а затем выставлен в одном из парадных залов Лувра рядом с произведениями крупнейших мастеров итальянской скульптуры эпохи Возрождения.
Безусловно, подлинная работа неизвестного мастера XV века вызвала восторг публики и специалистов. Были написаны многочисленные статьи и научные исследования, где детально, со знанием дела, разбирались различные гипотезы о возможном авторе скульптуры.
И неизвестно, сколько работ было бы еще написано, если бы в декабре 1867 года не появилось сообщение из Флоренции. В нем антиквар Джованни Фреппа заверял, что бюст Бенивьени выполнен по его заказу в 1864 году итальянским скульптором Джованни Бастиниани, и что он, Фреппа, заплатил ему за работу 350 франков. Моделью же послужил рабочий табачной фабрики Джузеппе Бонаюти. При продаже скульптуры г-ну де Ноливо антиквар, якобы, и не пытался убедить покупателя, что это скульптура XV века. Хотя, с другой стороны, и не сказал ничего о ее подлинном авторе.
Разразился грандиозный скандал. Особенно возмущались специалисты. Известный скульптор Эжен Луи Лекен публично заявил: «Я готов до конца дней своих месить глину тому, кто сумеет доказать, что он — автор «Бенивьени». Генеральный директор Императорских музеев де Ньеверкерк также публично объявил: «Я плачу пятнадцать тысяч франков тому, кто создаст парный к «Бенивьени» бюст».
Лекен опубликовал большую статью, где в спокойном тоне, научно доказал, исходя из хорошо ему известных особенностей старинной и новой техники скульптуры, а также из разнообразного исторического материала, что обсуждаемое произведение, безусловно, древнее.
Финал наступил только тогда, когда на сцене появился сам автор — Бастиниани. Как выяснилось впоследствии, руки этого человека создали сотни фальшивых скульптур эпохи Возрождения, которые занимали почетные места в крупнейших музеях и частных собраниях Флоренции, Рима, Парижа, Лондона и других городов Европы.
«Идеальные преступники», Анатолий Сергеевич Бернацкий, 2008г.