Мера за меру. Вечный вопрос: как отвечать на зло?
— 05.11.2014Непротивление злу насилием.
Каждый из нас слышал эту фразу. Кто-то с ней соглашается, кто-то -
возмущается: как это возможно? Любой знакомый с Библией человек
приводит в таких случаях известную цитату:
Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, подставь
ему и другую... (Евангелие от Матфея 5:39).
Перевести этот призыв из обычного призыва в физическое
действие невероятно сложно. Теория - это теория, а вот практика...
Хотя часто, очень часто, причинив кому-то зло мы подсознательно
стремимся его каким-нибудь образом искупить, стараемся загладить
вину, будь то обыкновенная бытовая перепалка или конфликт
посерьезнее.
Многие из нас - самодовольные и гордые люди. И как ни парадоксально
это звучит, склонность к самодовольству и гордыня часто прекрасно
уживается с самоедством, которое не дремлет. Человек в глубине души
часто испытывает чувство раскаяния до того, как услышит обвинения в
свой адрес. Сколько раз я видела сожалеющий и виноватый взгляд
любимого человека сразу после того, как произошел какой-то невинный
спор! Почему так происходит? Да потому что большинство из нас
чувствует огромную потребность в любви, а любовь не может жить в
условиях неприятия. Бывает, не нужно слов извинения, слов
сожаления, глаза говорят за человека сами. То, что может дремать
глубоко внутри нас, в самых тайниках души, в такой момент отчаянно
рвется наружу.
Но.
Такое чувство, увы, не всегда есть у всех и у каждого. Смещение
моральных ценностей, кривологика ведет к тому, что человек
перестает видеть, где добро, а где зло. Искренне считающий, что
борется со злом, лицемерием, такой человек становится желчным,
нетерпимым, упорствует в своих заблуждениях. И, самое страшное, он
становится слепым, тем не менее пребывая в непоколебимой
уверенности в своей правоте и умении разобраться в любой ситуации.
Склонность к обличению - вот следующий шаг такого человека. Ему и в
голову не приходит, что он может ошибиться.
Другой вариант. Человек, совершающий аморальный поступок, отпора не
встречает. Не получает наказания. И что? От этого он становится
лучше? Отнюдь. Все дальше и дальше он идет по пути моральной
деградации, опьяненный собственной безнаказанностью.
"Кто милостив к злодеям - тот тем самым жесток к праведникам" - так
говорили древние мудрецы. В этой фразе - огромный смысл.
Как же разрешить этот нелегкий вопрос?
Когда подставить щеку, а когда остановить морального урода? Как
трудно мне порой найти ответ! А вам?
Часто думаю: промолчать? Или сказать? Дать отпор? Или пусть все
идет своим чередом?
Ведь в конце-концов, есть и друга мудрая фраза: мера за меру. И
этот закон: мера за меру - действует в этом мире, сколько
существует Вселенная. И каждый из нас однажды получит сполна все,
что заслужил. Это - не око за око, как многие могут подумать. Здесь
речь совсем о другом.
Мера за меру - закон, по которому зло всегда возвращается, как
вернется сторицей и добро, совершенное нами. Ни один наш поступок,
ни одна мысль не уйдет в небытие. Все возвратится к нам. Когда? Это
знает один лишь Бог...
И я должна подставить щеку. Хотя бы тогда, когда чувствую, что не
права. Всегда подставлять свои щеки, что бы ни произошло - и мир
начнет рушиться вместе с твоей душой. И он все дальше и дальше
будет уходить от Пути, ведущему к свету. Потому что не всякий
призыв к милосердию приведет к милосердию.
И я должна остановить зло, чтобы восторжествовала справедливость.
Чтобы не множить зло в этом мире. Чтобы, родившись однажды, зло не
смогло окрепнуть. Чтобы не продолжило оно свой разрушительный путь,
начало которому был фальшивый купон. Помните "Фальшивый купон" Льва
Толстого?
Одно не мешает другому: подставленная щека и неприятие
зла.