Мера интеллекта и нравственности
ru_polit — 09.07.2023 Мы знаем, что наши чувства несовершенны. Что глаза нас обманывают, что многие вещи мы видим в искаженном свете.Почему нам известно это? Да потому что мы ловили себя на этом. Если бы мы ни разу не поймали себя на этих ошибках, то нам очень сложно было бы поверить в это.
Если здесь аналогии?
Размышляя над этим, я провел следующую аналогию. Мы знаем, что мы глупы только потому, что ловили себя на этом.
И каждый раз, когда мы ловили себя на этом, мы становились опытнее и умнее. Поэтому, чем больше мы ловим себя на этом, тем умнее мы становимся.
Следовательно, умному человеку есть что рассказать о своем пути к разуму. И чем умнее человек, тем длинее у него этот путь, и тем больше он может рассказать.
Мы не всегда фиксируем у себя это в голове, и многие эти свои маленькие шажки забываем. Но если их очень много, мы же не можем забыть их все!
А если мы ничего не можем вспомнить, значит эти шажки, если и были, то были очень редкими и крохотными. Не свидетельсвует ли это, что нам надо задуматься, как мы живем и не отстаем ли мы от эпохи интеллектуально? Длина и качество рассказа человека о своем интеллектуальном росте и является мерой его интеллекта. Верно?
Но вслед за этим, пришла на мысль еще одна аналогия.
Что определяет нравственность человека? Соблюдение норм? Но ведь в любом обществе есть нормы. И они в чем-то похожи. И не всегда просто отделить пшеницу от плевел.
Человек мог воспитываться в нацистской Германии, где тоже были свои нормы, где тоже запрещено было убивать товарищей, обманывать и воровать у них. Запрещены были гомосексуальные контакты и сексуальные контакты со славянами и прочими. Это унижает человеческую природу. Человек должен поддерживать планку!
Да и сама расовая теория раскрывается как очень позитивная система, как расовый отбор человечества, искоренение порченной породы и культивация высшей породы. Путь сделать мир лучше!
И человек никогда не поймет, в чем здесь порок, если он не будет самостоятельно искать нравственный идеал и подвергать сомнению навязываемые обществом нравственные нормы.
А если человек будет следовать этим нацистским нормам бездумно и с чистой убивать в газовых камерах "недолюдков", может ли он считаться морально развитым? Однозначно, нет!
Очевидно, что нравственное развитие человека возможно только через поиск, через сомнение, через путь в поисках идеала.
А если есть путь, значит... мы можем его описать.
И пусть каждый спросит себя, в чем его путь? Какие были найдены ошибки, какие были пройдены ступеньки. И если нам мало что ответить, может быть, следует задуматься о чем-то?
И вдвойне важно задуматься об этом, когда мы пытаемся учить морали других.
Давайте в следующий раз, когда нас кто-то будет учить морали, спросим поучающего: "В чем твой путь?"
Без поиска, без пути нет подлинной нравственности. Мораль без пути показная. Фактически она может работать, но до поры до времени.
Блаженны алчущие и жаждущие правды! Только такие.
|
</> |