
Меню гения: что заказывал к обеду Пушкин?

История сохранила нам имена многих известных гурманов, тех, которые
любят не только много и вкусно поесть, но и хорошо разбирающихся в
кулинарии, ценителей изысканной кухни и тонких блюд (И.А.Крылов,
Н.В.Гоголь, С.Г. Строганов, К.В. Нессельроде, А.Д. Гурьев и
другие). К ним по праву можно отнести гурмана, жизнелюба, ценителя
хорошего стола А.С. Пушкина.
Много строк Александр Сергеевич отводит в своих произведениях «иностранной», т.е. западноевропейской, средиземноморской кухням. Но именно русской, причем усадебной, простой деревенской, помещичьей кухне у Пушкина посвящено гораздо больше строк, о ней он вспоминает по разным поводам и неоднократно, к ней он относится с большим уважением как к элементу национальной культуры.
В семействе Пушкиных-Ганнибалов знали толк в еде: двоюродный дед поэта Петр Абрамович Ганнибал лично сочинил для дома кулинарное руководство, и Александр Сергеевич, неоднократно бывая у него в гостях, с удовольствием вкушал яства изысканной ганнибаловой кухни. Многие дворяне любили не только поесть, но и принять участие в непосредственном процессе приготовления блюд, придумывали рецепты. Так, П. А. Ганнибал, двоюродный дед Пушкина, написал кулинарное руководство и изобрел разнообразные рецепты наливок и крепких настоек.
Казалось бы, чем можно было удивить в деревне Пушкина, знакомого с лучшими кухнями Петербурга, Москвы, Одессы, где заправляли повара с французскими дипломами?
Пушкин, по свидетельству современников, к еде особо привередлив не был. Более того, изысканным яствам, плодам из заморских стран он предпочитал еду простую, деревенскую. Любил гречневую кашу, картофельный клюквенный кисель. Мать поэта Надежда Осиповна «заманивала его к обеду печеным картофелем, до которого Пушкин был большой охотник», - вспоминала Анна Керн. Готовили картофель поэту по-особенному; во многих кулинарных справочниках и сейчас есть специальный рецепт - «картофель по-пушкински».
Нянюшка Пушкина, Арина Родионовна, была изрядной стряпухой. Ее кулинарный талант отмечали многие приятели поэта, гостившие в Михайловском. Частенько баловала она своего любимца «блинами скороспелыми». Он ел да похваливал: "Нигде, говорит, таких вкусных блинов не едал!"».
Из русских кушаний, которые чаще других упоминаются в литературных произведениях той поры, следует, прежде всего, назвать суп. Особенно популярными были щи и уха. Из холодных супов часто готовили ботвинью из кваса, отварной ботвы, лука, огурцов и рыбы (осетрины, севрюги или судака). В качестве гарнира подавали раков. Ботвинью готовили и в доме А. С. Пушкина.
Близкая знакомая Пушкина Александра Осиповна Россет, фрейлина русского императорского двора, написала в своих мемуарах, что часть лета 1831 года провела в Петергофе, а потом в Царском Селе до сентября, где часто, с удовольствием проводила время в семье Пушкина и с удовольствием кушала щи, приготовленные из щавеля, и рубленые котлеты с гарниром из шпината или щавеля.
«Я любила обедать у Пушкина, а обед составляли щи или зелёный суп с крутыми яйцами (я велю сделать вам завтра этот суп), рубленые большие котлеты со шпинатом или щавелём, а на десерт — варенье с белым крыжовником».
Как человек светский, Пушкин был искушен в заморской кухне, однако предпочитал всё же кушанья отечественные.
Среди них особой любовью поэта пользовались пожарские котлеты:
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
жареных котлет отведай
И отправься налегке.
http://www.бгмнк.рф/rec-klassic/1591-rec-pushkin
|
</> |
