Менталитет крабов

Хвастаться богатством или даже обсуждать с незнакомцем свою небольшую зарплату - это настолько табу, что многие шведы скорее согласятся поговорить о сексе или функциях своего организма, чем об этом.
В Штатах, когда вы говорите, что много зарабатываете, люди за вас радуются: "молодец, отлично работаешь. В Швеции, если ты скажешь, что у тебя высокая зарплата, люди сочтут, что ты со странностями. Ты никогда не спрашиваешь других о зарплате, никогда не спрашиваешь о деньгах.
Многие комментаторы в сфере культуры сходятся на том, что по большей части это табу можно объяснить глубоко укоренившимся скандинавским "янтелаген", "законом Янте", согласно которому никто не должен считать себя лучше других, а те, кто нарушает эту норму, достойны осуждения. Янтелаген - это неписаное общественное правило, существующее в Швеции и в других скандинавских странах. Речь идет о том, что не следует слишком выделяться, хвастаться без причины, и это своего рода способ сохранять равенство, попытка устранить причины напряженности внутри социальных групп. Эта концепция существовала в скандинавских обществах, особенно в сельской местности, столетиями.
Янтелаген, это механизм социального контроля. Тут дело не только в богатстве, тут речь о том, чтобы не притворяться кем-то большим, чем ты есть на самом деле, и не делать чего-то, что не подобает твоему положению в обществе.
Воспевая достоинства скромности и смирения, янтелаген имеет много общего с "синдромом умника" (термин, популярный в Австралии и Новой Зеландии), когда принято ставить на место тех, кто слишком кичится своим богатством или положением.
В Шотландии говорят о "менталитете крабов" «теория ведра с крабами» эгоистическое поведение мешающее всем. Крабы могли бы выбраться из ведра, но когда один из них почти выбрался добравшись до края ведра, другие крабы цепляются за него и тащат назад. Попытка бегства из ведра как жизнь людей, подъем по социальной лестнице: в некоторых обществах например россиянском, хохлятском, и тд, присутствует явная нетерпимость к более успешным, везучим, удачливым, способным, желание вернуть выскочку назад к себе на дно. Исследователь Джон Ройека приводит многочисленные примеры проявления данного менталитета в британской, американской, ирландской, японской, китайской, индийской и сингапурской культурах.
В Швеции вы можете рассказывать о своей даче в лесу, про то, как сделали там обогреваемые полы и дворик. Никто этому не удивится, это принято у скандинавов, многие имеют загородные дома, - говорит он. - Но если сказать, что вы потратили те же деньги на два "Ламборгини", над вами начнут насмехаться.
Шведы всячески стараются поддержать международный имидж своей страны как бесклассовой социальной демократии, многие из них комфортней чувствуют себя в окружении людей с похожими доходами - среди своих, за закрытыми дверями можно похвастаться.
|
</> |