Мелодия для шарманки
marie_mari — 23.01.2012 В последнее время писать вообще ни о чем не хотелось, но на выходных образовалась замечательная поездка с просмотром дружелюбных инопланетян в Граце, и я планировала рассказать про нее, тем более, что инопланетянина мы увидели и даже пощупали. Как всегда, писать буду вообще не про то, что собиралась.Вообще я всегда стараюсь не писать рецензий на фильмы и книги, только вскользь упоминаю, если они меня чем-то зацепили. В случае если зацепили сильно, у меня возникают душевные муки. С одной стороны, рассказать очень хочется. С другой стороны, я считаю, что настоящии рецензии (такие, как раньше публиковали в советских книгах на первых 15 страницах) должны писать либо люди со специальным литературным образованием, которые могут провести литературные параллели (или кинопараллели в случае кинокритиков), либо тонкие психологи, способные разгадать все, что хотели сказать режиссер и автор. Я литературу учила только в школе, а в людях вообще разбираюсь плохо, они у меня сначала все очень хорошие, а потом после одной обиды тут же становятся все плохими, поэтому ну не хочу я писать никакой рецензии. А как вы уже догадались, что-то зацепило меня настолько, что стоило такой длинной преамбулы.
А дело было так. Подарили меня чудесные руссковенцы телевизор, а я установила на нем кабельное телевидение. Первые несколько дней я как прилежная девочка круглосуточно смотрела бибиси, потом мне это наскучило, и 100+ каналов неожиданно превратились в два - ОРТ и РТР. Я стала оставлять их фоном и заниматься своими делами. Так было и в пятницу, показывали какой-то фильм, и я стала его в полглаза смотреть и в полуха слушать. Где-то через 10 минут фильм начал меня давить и вызывать абсолютно негативную реакцию: два странных полу-живых ребенка, коверкающие речь люди вокруг них... Фильм я переключила, но буквально через минуту включила опять, больно уж странными были эти дети. Через полчаса я поняла, что мне спокойнее телевизор выключить вообще, потому что вроде никто никого не стреляет, матом не кроет, ходят себе два ребенка по Москве и все тут, а фильм меня давит покруче любого пресса. Я выключила телевизор и решила, что после такого нужно спать ложиться, тем более что утром рано надо было быть на вокзале.
Через пять минут я включила фильм опять и начала его уже осознанно смотреть. Смотреть становилось все тяжелее и тяжелее, фильм уже ощутимо высасывал кислород из моей комнаты, и после полутора часов просмотра я решила, что больше не могу и выключила телевизор окончательно. Все выходные мне не давал покоя вопрос, что же с этими детьми все-таки стало, и первым делом, вернувшись домой, я нашла фильм в интернете и стала его досматривать. Один из кинокритиков сказал, что фильм вызывает настоящий гастрономический позыв, хочется пойти и поесть после него, а лучше и до тоже. Мне кажется, что это было прямо в точку, потому что каких только порывов при просмотре ни возникает - лишь бы только фильм не смотреть. Через два часа десять минут я не выдержала и стала прокручивать вперед, потому что такого внутреннего диссонанса у меня уже давно не возникало.
А фильм-то всего навсего про осиротевших сводных брата и сестру, которых государство решило разлучить и послать в интернаты в разных городах. Они сбегают на поиски своих отцов, и оказываются равнодушном и жестоком городе Москва. Фильм - абсолютный гротеск от первой до последней секунды, лишает воздуха и держит в напряжении 2,5 часа. Другой вопрос, нужно ли это напряжение в будни после работы или в выходные, когда хочется отдохнуть от своих стрессов, поэтому фильм я рекомендовать никому не буду. Но "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой - это абсолютный шедевр, это Искусство с большой буквы. После просмотра захотелось куда-то бежать, что-то делать, кого-то спасать, кому-то помогать, а, наверное, это не самая плохая вещь, которая может случиться со зрителем после просмотра фильма.
Хотя всех людей в фильме показывают монстрами, проявляется любовь к русским, может быть, скорее из чувства противоречия. Сейчас, в отличие от советских фильмов, где все было всегда хорошо, почему-то очень модно у режиссеров показывать, как у нас все плохо, как-будто только гениальные режиссеры это видят, а мы, слепцы, живем с закрытыми глазами. "Школа", "Все умрут, а я останусь", теперь вот "Мелодия для шарманки", все из этой серии. Да, заставляют задуматься, да, школу я смотрела взахлеб, но я верю, что все-таки такие фильмы снимают не для того, чтобы показать нашу суровую реальность, а для того, что у каждого человека возник в душе протест, что все не так плохо, что есть хорошие люди, добрые соседи, интересные учителя. Я "Школу" смотрела, 40 серий ждала, чтобы появился хоть один учитель, который был бы для детей авторитетом, хоть один родитель, который был бы ребенку другом, нет, куда там. Это такой теперь в 21 веке киноприем, если сделать хеппи-энд, то это дешево. Также и у Муратовой. Два с половиной часа я ждала, что появится хоть один добрый человек, хоть один мало-мальски положительный персонаж, потому что богатые у Муратовой само собой плохие, но и бедные тоже плохие, если не хуже, соцслужбы плохие, но и бизнесмены не лучше. А кто тогда хороший? Одна кинокритик кричала, что она сейчас пойдет и застрелится, потому что выхода после этого фильма нет. Возможно. Я его точно второй раз смотреть не буду, но в моей душе он оставил неизгладимое впечатление. Браво гению Муратовой!
А еще хорошо сказал Гордон: "Смотрите русские фильмы, ведь они про нас. Мы ведь в сущности никому больше не нужны, кто еще про нас снимать будет". Ведь правда же.
|
</> |