Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов. Часть 2

топ 100 блогов bogachkova1957 — 02.05.2025

Продолжение обзора выставки в Музее Москвы, начало – Часть 1.

Александру Кольцову-Бычкову французская столица увлекла праздной жизнью: художница с лёгкой иронией и карикатурностью рисовала танцовщиц и певиц, местных модниц и модников. На одном из листов она изобразила и себя – словно случайно встреченную в переулке парижанку, в модном осеннем образе и в шляпке с эспри.

Александра Кольцова-Бычкова: Танцующие пары. 1931. Картон, гуашь. Собрание А. Балашова. - Парижанки. 1932. Картон, гуашь, пастель. Ярославский художественный музей.
Александра Кольцова-Бычкова: Танцующие пары. 1931. Картон, гуашь. Собрание А. Балашова. - Парижанки. 1932. Картон, гуашь, пастель. Ярославский художественный музей.
Александра Кольцова-Бычкова. Автопортрет на улице Парижа. 1931. Бумага, гуашь. Собрание семьи художника.
Александра Кольцова-Бычкова. Автопортрет на улице Парижа. 1931. Бумага, гуашь. Собрание семьи художника.

Александра Кольцова-Бычкова отправилась в Париж в целях «ознакомления с новейшими видами декоративно-прикладного искусства». Затянулось её ознакомление на целых четыре года. Здесь художница освоила разные направления, связанные с текстилем и костюмом. Она разрабатывала рисунки тканей для фабрик, модели одежды и обуви, оформляла витрины модных магазинов.

Александра Кольцова-Бычкова: Новинки (Витрина магазина). - Цветы. Обе: 1931. Бумага, гуашь, аппликация. Пермская государственная художественная галерея.
Александра Кольцова-Бычкова: Новинки (Витрина магазина). - Цветы. Обе: 1931. Бумага, гуашь, аппликация. Пермская государственная художественная галерея.

Массовость в ее вещах соседствует с элитарностью, функциональность с утрированной декоративностью, богатством фактур, золотом и блеском – Кольцовой-Бычковой откликалась программа модного тогда стиля ар-деко, и она жадно его впитывала.

Александра Кольцова-Бычкова. Эскизы рисунков для ткани. 1928-1932. Бумага, гуашь, трафарет. Пермская государственная художественная галерея.
Александра Кольцова-Бычкова. Эскизы рисунков для ткани. 1928-1932. Бумага, гуашь, трафарет. Пермская государственная художественная галерея.

В Париже художница добилась желанного баланса между ремеслом и искусством. Здесь она создала главные свои произведения в области вышивки – монументальные текстильные панно. Именно они принесли ей известность во Франции.

Александра Кольцова-Бычкова. Декоративное панно. 1928-1932. Собрание Аминовых.
Александра Кольцова-Бычкова. Декоративное панно. 1928-1932. Собрание Аминовых.

В Париже Александра Кольцова-Бычкова была также очарована оперой и балетом, но больше всего ее пленяли парижские кабаре. В городе насчитывалось более 150 заведений, каждое из которых стремилось превзойти другие в роскоши и оригинальности номеров. Кольцова-Бычкова практически вела светскую хронику – на ее акварельных листах изображены постоянные участники вечеров: от аристократов до женщин лёгкого поведения.

Александра Кольцова-Бычкова: Фрачник и дама. – Парижанка. – Она поёт. - Фрачник и обнажённая женщина. - Черная танцовщица. Жозефина Бейкер. Все: 1929-1932. Бумага, тушь, акварель, гуашь. Собрание А. Балашова.
Александра Кольцова-Бычкова: Фрачник и дама. – Парижанка. – Она поёт. - Фрачник и обнажённая женщина. - Черная танцовщица. Жозефина Бейкер. Все: 1929-1932. Бумага, тушь, акварель, гуашь. Собрание А. Балашова.

Среди множества образов выделяется одна танцовщица – Жозефина Бейкер, звезда кабаре «Фоли-Бержер». «Чернокожая Венера» поражала парижскую публику энергетическими танцами. Экзотичность ее внешности, сочетающаяся с эротичностью и искренней наивностью сделала из неё настоящую музу модернистов – для Кольцовой-Бычковой она стала олицетворением артистического Парижа.

Александра Кольцова-Бычкова: Негры. - Жозефина Бейкер. - Танец Жозефины Бейкер. Все: 1928-1932.
Александра Кольцова-Бычкова: Негры. - Жозефина Бейкер. - Танец Жозефины Бейкер. Все: 1928-1932.

В Париже Александра и Сергей жили как классическая творческая пара, которая все делает вместе – есть даже пейзаж, подписанный сразу двумя фамилиями. Они вместе упоминались в газетах, вдвоём участвовали в выставках. Фиксируя в работах парижскую повседневность, супруги сблизились и стилистически. Но манера и фокус внимания отличались. Париж Кольцовой-Бычковой – ночной и светский. Кольцов же социально острее – его Париж живёт днём, в рабочие часы. Эти различия проявились и в автопортретах.

Сергей Кольцов. Двое. 1932. Картон, темпера. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. - Александра Кольцова-Бычкова. Нарядная пара. 1931. Картон, гуашь. Собрание А. Балашова.
Сергей Кольцов. Двое. 1932. Картон, темпера. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. - Александра Кольцова-Бычкова. Нарядная пара. 1931. Картон, гуашь. Собрание А. Балашова.

Кольцов написал лиричный портрет двух уставших влюблённых, которые идут по аллее после рабочего дня. Это брутальная маскулинная картина, более скульптурная, где мужчина для женщины — опора и поддержка. А у Александры Кольцовой-Бычковой они выглядят как светская пара, вышедшая вечерком в «Фоли-Бержер» посмотреть на танец Жозефины Бейкер. Он в смокинге, она в красивом туалете с модной причёской.

Александра Кольцова-Бычкова: Два цветка в голубой вазе. Бумага, акварель. - Душистый горошек и ноготки. Картон, гуашь. Обе: 1930. Собрание семьи художников.
Александра Кольцова-Бычкова: Два цветка в голубой вазе. Бумага, акварель. - Душистый горошек и ноготки. Картон, гуашь. Обе: 1930. Собрание семьи художников.

В 1930 году Кольцов вернулся в Москву, а Кольцова-Бычкова продолжила работать в Париже – готовилась к выставке в саду Пале-Рояль, участвовала в Салоне Независимых, где ей удалось продать три текстильных панно. Сегодня сохранились только их фотографии, но известно, что покупателем был художник Поль Синьяк.

Текстильные панно Александры Кольцовой-Бычковой. Фото 1931. Собрание семьи художников.
Текстильные панно Александры Кольцовой-Бычковой. Фото 1931. Собрание семьи художников.

Глава 3. Вне течения. 1932-1951. Несмотря на кажущуюся краткость пребывания супругов в Париже, вернулись они уже не в столицу НЭПа, а в новую Москву. Город преображался и расширялся – проектировался метрополитен, расширялась улица Горького, шёл конкурс на Дворец Советов. Советские художники работали над фресками и мозаиками, монументальными скульптурами, вступая в стилистический и пластический диалог с архитектурной формой.

Москва. Фото 1930-х.
Москва. Фото 1930-х.

Сергей Кольцов и Александра Кольцова-Бычкова, умея балансировать между скульптурой, графикой, живописью и прикладными искусствами, при этом не стремились увязать их воедино. Особенно это чувствуется в камерных живописных натюрмортах Кольцовой-Бычковой. В центре ее композиций – скульптуры мужа, что подчёркивает их значимость как самостоятельного объекта изображения.

Александра Кольцова-Бычкова. Натюрморт со скульптурой «Портрет жены» Сергея Кольцова. 1930-е. Музей Москвы. - Натюрморт с зеркалом и скульптурой Сергея Кольцова. 1937. Собрание семьи художников. Обе: Холст, масло.
Александра Кольцова-Бычкова. Натюрморт со скульптурой «Портрет жены» Сергея Кольцова. 1930-е. Музей Москвы. - Натюрморт с зеркалом и скульптурой Сергея Кольцова. 1937. Собрание семьи художников. Обе: Холст, масло.

Это делает эти работы и глубоко личными по содержанию – черта творчества обоих художников, из-за которой монументальные синтетические формы их не сильно привлекали. Вернувшись в Москву, супруги были участниками творческих процессов столицы, но не выступали публично и не стремились в первые ряды.

Александра Кольцова-Бычкова: Автопортрет. - Портрет мужа. Обе: 1930-е. Картон, масло. Музей «Новый Иерусалим».
Александра Кольцова-Бычкова: Автопортрет. - Портрет мужа. Обе: 1930-е. Картон, масло. Музей «Новый Иерусалим».

По возвращении в Москву Александра Кольцова-Бычкова декоративно-прикладным искусством больше не занималась, живопись стала для неё важнее. Суматошная городская жизнь ее не устраивала, и она отыскала оазис спокойствия на летней даче в Подмосковье. Она выращивала там цветы, из которых собирала пышные букеты для написания очередного натюрморта. Здесь она по-своему подводила итог всем направлениям французского модернизма, с которыми успела познакомиться в Европе.

Александра Кольцова-Бычкова. Купальщицы. 1940. Холст, масло. Собрание семьи художников.
Александра Кольцова-Бычкова. Купальщицы. 1940. Холст, масло. Собрание семьи художников.

Вот и на выставке в этом разделе работы Александры перекликаются с работами французских художников – танцующие Матисса у неё становятся румяными купальщицами, а один из автопортретов выступает оммажем Ван Гогу – она позирует в широкополой соломенной шляпе на фоне деревенского пейзажа в лучах знойного летнего солнца.

Александра Кольцова-Бычкова: Золотые шары и рябина. 1944. - Автопортрет. 1936. - Колокольчики. 1937. Все: Холст, масло. Музей «Новый Иерусалим» (1). Собрание семьи художников (2,3).
Александра Кольцова-Бычкова: Золотые шары и рябина. 1944. - Автопортрет. 1936. - Колокольчики. 1937. Все: Холст, масло. Музей «Новый Иерусалим» (1). Собрание семьи художников (2,3).
Александра Кольцова-Бычкова: В саду. 1930-е. - Пионы в крынке. 1930-е. - Автопортрет. 1940. - Цветы. 1930-е.
Александра Кольцова-Бычкова: В саду. 1930-е. - Пионы в крынке. 1930-е. - Автопортрет. 1940. - Цветы. 1930-е.

Эти отчётливые пересечения – не столько пример влияния европейской живописи на художницу, сколько творческий каламбур, этакий русско-французский диалог.

Александра Кольцова-Бычкова: Яблоки и зелёная пиала. 1939. - Яблоки. 1946. Обе: Холст, масло. Собрание семьи художников.
Александра Кольцова-Бычкова: Яблоки и зелёная пиала. 1939. - Яблоки. 1946. Обе: Холст, масло. Собрание семьи художников.

Дачная жизнь привлекала своей умиротворённостью и созерцательностью обоих супругов. Для Сергея Кольцова это была возможность отвлечься от обилия скульптурных заказов, а для Кольцовой-Бычковой природа стала главным героем ее поисков в живописи. Супруги выходили вместе на пленэры и даже писали одни и те же полюбившиеся пейзажи.

Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов. Часть 2

Сохранился портрет Кольцовой-Бычковой, который ярко передаёт повседневность творческой пары. Кольцов пишет ее в действии, в полный рост, с кистью и палитрой в руках. Скорее всего, они находятся на этюдах, и Кольцов отвлёкся от работы, чтобы сделать быстрый набросок жены со спины.

Сергей Кольцов. Шура за работой. 1930-е. Картон, масло. Собрание семьи художников.
Сергей Кольцов. Шура за работой. 1930-е. Картон, масло. Собрание семьи художников.

Александра тоже писала мужа, но видела его через призму известных художественных образов. В одном из вариантов он напоминает доктора Феликса Рея кисти Ван Гога, в другом рисунке выстраивается параллель со знаменитым автопортретом голландского художника. Бычкова изображает Кольцова с повязкой после операции: как Ван Гог изобразил себя после обрезания уха.

Александра Кольцова-Бычкова: Портрет мужа. После операции. 1943. - Портрет мужа. 1941. Оба: Бумага, карандаш. Собрание семьи художников.
Александра Кольцова-Бычкова: Портрет мужа. После операции. 1943. - Портрет мужа. 1941. Оба: Бумага, карандаш. Собрание семьи художников.

Московская выставка парижских работ Сергея Кольцова произвела фурор, укрепив его позиции в художественной среде. Скульптор работал с Гжельским фарфоровым заводом и Третьяковской галереей; занимался созданием пятиметровой фигуры красноармейца для наземного вестибюля станции метро «Арбатская», серии бюстов челюскинцев и двадцатиметрового горельефа для павильона животноводства на ВСХВ; наконец, руководил исполнением и установкой фигур на крыше Библиотеки имени Ленина.

Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов. Часть 2

Символично, что наследие Кольцова-монументалиста почти целиком утрачено – большинство проектов были утеряны, сбиты или не реализованы из-за грандиозности замысла.

Сергей Кольцов. Совет красных командиров. 1932. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея.
Сергей Кольцов. Совет красных командиров. 1932. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея.

Сохранилась иная, непубличная сторона его творчества. Вот и этот раздел выставки словно шкатулка с археологическими артефактами: спортсмены с гирями напоминают статуэтки этрусков, деревянная женская фигура – богиню плодородия, а бюст Ивана Папанина приводит на память римский портрет. Кольцов словно растворяет социалистические идеалы в строгановской традиции и продолжает развивать ее в качестве педагога: в 1945 году он становится деканом факультета архитектурно-декоративной скульптуры в родном училище.

Сергей Кольцов. Торс. 1936. Дерево. ГТГ.
Сергей Кольцов. Торс. 1936. Дерево. ГТГ.

Годы Великой Отечественной войны Сергей Кольцов и Александра Кольцова-Бычкова пережили в Москве. Он активно помогал в восстановлении города – создал новую статую Терпсихоры в нише на фасаде Большого театра, а также фигуру гения на его фронтоне. Но в ходе последней реставрации театра их сняли, посчитав подход скульптора слишком авторским, и фигуры затерялись.

Сергей Кольцов. После вражеского налёта. Из цикла «Защита Москвы». 1942. Бумага, карандаш. Собрание М. Арефьева.
Сергей Кольцов. После вражеского налёта. Из цикла «Защита Москвы». 1942. Бумага, карандаш. Собрание М. Арефьева.

Во время войны Кольцов работал над созданием графического цикла «Защита Москвы». На представленном на выставке листе изображена сцена починки кровли московских домов, пострадавших при бомбёжке.

Сергей Кольцов. Проекты скульптур: «Партизан». 1943. - «Победитель». 1945. Обе: Гипс. Музей Москвы.
Сергей Кольцов. Проекты скульптур: «Партизан». 1943. - «Победитель». 1945. Обе: Гипс. Музей Москвы.

После 1945 года Кольцов сделал множество проектов скульптур, в том числе «Партизана» и «Победителя», которые должны были превратиться в двухметровые деревянные величественные монументы. Но остались лишь их гипсовые макеты с отвалившимися из-за хрупкости материала пальцами и кистями, что придало скульптурам большую эмоциональную выразительность. Как и рука, протянутая из окопа с призывом о помощи: символ трагедии и одновременно желания жить.

Сергей Кольцов. Мужская рука. 1946. Бронза, дерево. ГРМ.
Сергей Кольцов. Мужская рука. 1946. Бронза, дерево. ГРМ.

Сергей Кольцов скончался в 1951 году после многолетней болезни сердца, не дожив до 60 лет. Пережив горе утраты, Кольцова-Бычкова посвятила себя сохранению наследия мужа: начала передавать его работы в музейные фонды. По ее инициативе в 1974 году в выставочном зале Союза художников РСФСР открылась первая персональная выставка Кольцова.

Александра Кольцова-Бычкова на выставке работ Сергея Кольцова у скульптуры «Утро». Фото 1974. Собрание семьи художников.
Александра Кольцова-Бычкова на выставке работ Сергея Кольцова у скульптуры «Утро». Фото 1974. Собрание семьи художников.

Продолжение в следующем блоге - Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов. Часть 3.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
что я сегодня молодец и умница, закончила разрисовывать полочки, раскрасила две баночки, задекупажила ещё один шар на ёлку, только хвастайся! Но... У нас умирает Абрек, наш старый пёс. Ему 16 лет, он почти слепой и совсем глухой. Сегодня он уже не смог вылезти из будки, куда его вчера ...
Главному редактору газеты Handelsblatt г-ну Габору Штейнгарту Уважаемый г-н Штейнгарт! Всегда с большим уважением относился к газете Handelsblatt. Поэтому откликнулся на запрос корреспондента газеты Флориана Виллерсхаузена об интервью, посвященном ...
Аргумент этот понятный, но не убедительный. Да, протестанты декларируют, мол, мы следуем только Библии, а не правилам придуманным людьми. Но в Библии полно абсурдных предписаний, которым протестанты не следуют, например, запрещено брить бороду (Левит 19:27). Нет, аргумент "только ...
Теперь возмездие может настигнуть вас в любую минуту. На наших улицах появились патрули-призраки. Инспекторы ДПС на белых Фордах, без опознавательных знаков, будут карать агрессивных водителей. Пока только за самые привычные нарушения, но уже совсем скоро к их числу добавятся новые ...
Буквально в последнее время, в разговорах со своими друзьями и знакомыми, часто стала упоминаться фамилия Невзоров. Мне рассказали, как он на дебатах, уделывает православных служителей и те не могут ему возразить по существу. Пришлось посмотреть несколько роликов на ютубе, что бы описать ...