
МЕЖА РАЗДОРА


Не знаю, сообщалось ли об этом, но, оказывается, позавчера в приятном городе Джорджтаун гостил некий м-р Сингх, один из помощников м-ра Абрамса, уполномоченного США по Венесуэле, и по ходу визита о чем-то долго шушукался с президентом Дэвидом Грэйнджером и бригадиром Патриком Уэстом, командующим GDF,
и поскольку эта мелочь вплотную примыкает к свежим новостям о закрытии властями Венесуэлы морской границы с Антилами (официально no comments, но ясно, что ради предотвращения прибытия в страну транспортов с т.н "гуманитаркой" из Европы), сочетание двух сюжетов навевает любопытные ассоциации...
Конфликт Венесуэлы с Гайаной очень давний, начался когда и Гайаны еще не было: в ходе Войны за независимость испанских колоний сэры, в обмен на помощь Мадриду, забрали (с согласия Мадрида) интересный им кусок земли, а спустя несколько лет уже независимая "Великая Колумбия" потребовала землю вернуть, как "национальную территорию", и неважно, что испанцами она заселена не была никогда, а жили там только индейцы, белого человека вообще не видевшие.
Так начался долгий спор, после распада Великой Колумбии доставшийся Венесуэле, пока в 1899-м международный арбитраж не поделил спорный участок: 10% достались Каракасу, а 90% с англоязычным населением (негры и эмигранты из Индии), - 70% территории современной Гайаны, - получил Лондон, и затихло аж до 1962, когда на бывших спорных территориях, включая шельф, не обнаружились солидные залежи разного-всякого, и Венесуэла объявила, что отныне решения арбитража не признает.
Лондон в ответ на такой демарш пожал плечами, но в 1966-м Гайана стала независимой, и Венесуэла начала щемить небольшую соседку, которая, опасаясь неприятностей, 17 февраля 1966 года согласилась подписать договор о новой границе, однако вся работа уперлась в требование Каракаса отдать не меньше 87% "спорных" земель, тем самым урезав Гайану на две трети, и в итоге внесуэльцы организовали на гайанских землях достаточно кровавую герилью, открыто поддержав повстанцев.
Однако не сложилось. Венесуэлу не поддержал никто, - вообще никто, - и после года стычек соседи подписали мирный договор, договорившись на 12 лет заморозить вопрос, и дальше не обострять, если кто-то не передумает. А передумал в 1981-м, понятно, Каракас, и на границе вновь начались стычки, но потом все приутихло, а в 1998-м обе стороны провели опрос жителей в "спорных" районах, и по его итогам Большой Уго заявил, что раз уж люди считают себя "гайанцами", значит, и быть по сему.
На такой широкий жест гайанцы ответили взаимностью, согласившись на условие Команданте: не заниматься поисками и разработкой нефти, а взамен получать компенсацию от Каракаса. Однако после смерти Уго его наследники вернулись к вопросу о "спорных" районах, на что гайанский президент Грейнджер пригласил в страну Exxon Mobil, и та начала работы. Только на "бесспорных" землях Гайаны, но этого хватило: сеньор Мадуро тут же обвинил соседей в "нефтяном саботаже"
с целью "подорвать экономическую независимость Венесуэлы", и в "спорных" районах появились венесуэльские геологические экспедиции. Их выгоняли, и Каракас на это реагировал все жестче, а когда в 2015-м м-р Грейджер съездил с визитом в США, сеньор Мадуро вообще заявил о "восьмом ударе ножом в сердце революции" (о "семи ножах" говорил еще Уго в отношении Альваро Урибе, президента Колумбии, разместившего в своей стране семь американских баз). И вновь начало накаляться.
Ну и вот, в конце прошлого года суда ВМС Венесуэлы, патрулирующие прибрежные воды, перехватили норвежский корабль, по заказу Exxon Mobil, работавшее в территориальных водах Гайаны. Никого не обидели, просто вынудили прекратить работы, но скандал грянул знатный, и в США откликнулись очень жестко, потребовав "прекратить беспредел", на что Каракас пояснил, что обострений не хочет, однако считает территориальные воды Гайаны, как и "спорные" земли, своими.
На фоне дальнейшего все это не привлекло внимания "мировой общественности", однако, учитывая позицию м-ра Грейджера, "большого человека Гайаны" по данной проблеме (он считает, что "пора ставить точку на претензиях Каракаса"), нельзя исключать, что в какой-то момент Штаты, ищущие повод для вмешательства, сочтут таким поводом просьбу маленькой страны помочь урезонить большого и злого соседа. Ибо, согласитесь, повод совсем неплох. И...
И собственно, ради двух абзацев, первого и последнего, я позволил себе предложить вашему вниманию длинный и скучный экскурс в историю небольшой, мало кому интересной страны Гайана...
|
</> |
https://bit.ly/2XeDSF7
Автоматический заработок от 90.000 рублей в месяц
Гарантия возврата денег.