Механизмы расчеловечивания
cheralpa — 03.05.2023 Читаю биографию Рене Жирара Синтии Хэвен. Давно со мной такого не было, чтобы какой-то мыслитель настолько увлекал.Встречаясь с людьми, знавшими Жирара, Хэвен беседует с мсье Угурляном, французским психоаналитиком с армянскими корнями. Они пытаются выяснить, был ли в молодости Жирар свидетелем суда Линча или нет. Выяснить это им не удается, но Угурлян бросает фразу, которую Сильвия Хэвен использует в названии 5 главы. "Все мы, кого ни возьми, не пишем о том, что всего важнее, - замечает Угурлян. - Человечество не так уж человечно". Человечество не так уж человечно.
Недавно, размышляя о Шаламове, я подумал, что главная тема его творчества - "расчеловечивание". Ни у кого другого, пожалуй, эта тема не звучала столь сильно и безжалостно. Пожалуй, эта же тема более всего волнует и Жирара, только он, как антрополог, вскрывает механизмы этого расчеловечивания и предлагает видение того, каким образом работу этих механизмов можно остановить. Интересно, что Шаламов, сын православного священника, пройдя через Ад, отказался искать спасение в вере отцов, предпочтя этой вере "правду искусства". Жирар же, будучи в молодые годы атеистом-интеллектуалом, напротив, в зрелые годы пережил обращение и вернулся в лоно католичества (веру матери). На первый взгляд, пути этих двух исследователей расчеловечивания шли в разные стороны, но, возможно, что и нет. Жирар с подозрением относился к православию, считая, что это ответвление христианства всегда подчинялась Кесарю и вместо того, чтобы как западное христианство, сражаться с государством за свободные души людей, предпочитало уверять паству в благодати рабства. Возможно, это и было главной причиной того, почему В. Шаламов не искал утешения в "вере отцов". Однако, известно, что уже после лагерей он состоял в переписке с католиком Юлием Шрейдером и их общение было взаимно-уважительным. Ну и Жирар вернулся к "вере матери" не в результате какого-то "чуда", а исследуя творчество великих писателей (от Сервантеса до Достоевского и Пруста), именно в литературе находя "доказательства" того, что выход из ловушки расчеловечивания возможен и лежит он через восстановление утраченных религиозных смыслов. Жирар предлагает обрести "новый рационализм", не поступаясь никакими достижениями "старого рационализма", но и не впадая в наивный фидеизм.
Какой может быть альтернатива "новому рационализму"? Признаться, когда видишь, что буквально на глазах в считанные недели и месяцы общество вокруг тебя сползает в безумие (наверное, отсюда же алармизм Н. Талеба, пережившего гражданскую войну в Ливане), начинаешь задумываться, не слишком ли мы наивно верим в поступательное движение истории к какому-то благому концу (как Фукуяма, которого Жирар называет последним гегельянцем) и поступательное уменьшение насилия в мире (Пинкер)? Жирар во все это не верит и предпочитает предупреждать о грядущем Апокалипсисе, который легко может случиться в тот самый момент, когда мы убедим себя в его, наконец-то, невозможности.
|
</> |