Механик
mikaprok — 23.06.2022«Предпринимательская жилка»
Сразу же за Робертом Ловеттом министром обороны США стал Чарльз Эрвин Уилсон. Это еще один персонаж, о котором все благополучно забыли.
В основном из-за непонимания масштаба бюрократических преобразований, пришедшихся на этого по-своему выдающегося чиновника.
Уилсон был инженером-электриком и как позже Роберт Макнамара являлся выходцем из автомобильного гиганта. В данном случае General Motors. Т.е. наиболее технологичной отрасли промышленности на тот момент времени. Туда он пришел в 1919 году, а к 1941-му стал генеральным директором компании.
Если отбросить сантименты новаторства, то он был в числе первых разработчиков военного заказа для фронта, начиная с периода ПМВ (!) и заканчивая, разумеется, ВМВ. Уилсон активно участвовал в ленд-лизе и последующих поставках техники в Европу по плану Маршалла.
Единственный государственный пост, на который он согласился – министр обороны, – достался ему после бесед с Ловеттом и тогдашней администрацией Белого Дома.
Сразу же на входе в Вашингтонские джунгли возник конфуз. Оказывается, у CEO General Motors неприлично большой пакет акций компании, владение которым противоречит формальным антикоррупционным процедурам.
Фактически его принудили продать ценные бумаги и принести клятву верности народу Соединенных Штатов. В ответ он произнес ставшую впоследствии сакраментальной фразу: «Я не вижу противоречий, так как всегда думал: то, что хорошо для нашей страны, хорошо и для General Motors и наоборот».
Следующей задачей Министерства обороны стало сокращение прямых военных расходов и создание технической базы для стратегического превосходства США в средствах ведения войны. В историю это концепция вошла под названием «New Look». Её разработкой занималось созданное при Ловетте RAND, а воплощать в жизнь должны были уже куда более масштабные структуры.
По существу, DoD, лишь частично опирающийся на традиционные ресурсы. Министерство обязано было превратиться в вертикально интегрированный холдинг, самостоятельно заказывающий ноу-хау в специализированных НИИ, дающих задачу разработки опытных образцов в подведомственных предприятиях, а потом пускающих их в тираж с последующей остаточной коммерциализацией на потребительском рынке.
Подобную модель воплощали крупные американские корпорации, действующие в качестве локомотива огромного числа бизнесов-сателлитов. В частности, подобную систему успешно выстроил General Motors. Именно поэтому передовой опыт предпринимательства был успешно апробирован DoD.
Уилсон сократил военный бюджет, пустив часть суммы на создание широкой сети исследовательских лабораторий. Они занялись космической программой (планирование «звездных войн»), противодействием ядерной угрозе и развитием радиозащиты на ВМФ (та самая «Кремниевая долина»).
Удивительно, но реформы ex-президента General Motors прошли почти в полной тишине. Значительная часть организационного воплощения пришлась на следующего министра обороны Нила Макилроя. Он просто взял, как сейчас модно выражаться «дорожную карту» Уилсона и аккуратно прошел по ней практически без участия своих фантазий.
Инженеру мы обязаны, помимо прочего, появлением DARPA и, соответственно, ARPA-net. Уилсон отстаивал возможность распределенной структуры поставок и бесперебойного управления, т. к. централизованная система дискредитировала себя во время ВМВ. Перекрытие логистического канала, отключение линий электропередач и прочие непрямые действия делают существующую инфраструктуру бесполезной.
В точно по такой же схеме работала GM – было несколько производственных мощностей, частично дублирующих свои функции для перекладывания рисков. Между предприятиями создавалась прокладка в виде «закупщика», дающего заказы на «инновационные детали» всем бизнесам автомобильной отрасли не только США, но и Европы. Именно с Уилсоном GM начала массово скупать патенты на изобретения по всему миру. В конце 40-х став (ненадолго) монополистом интеллектуальной собственности в своей области.
Нетрудно видеть, насколько точно до сих пор эта поведенческая модель влияет на DoD и зависимые от нее структуры.
В конце 50-х Уилсон был уже пожилым человеком и с государственного поста сразу же ушел на пенсию.
О нем не написано сколько-нибудь существенных воспоминаний, сам он также о своих достижениях скромно умалчивал.
Вот так выглядит его надгробие на кладбище Acacia в ставшем ему родным Мичигане:
«Как тебе такое, Илон Маск?!»
Продолжение воспоследует...
https://telegram.me/mikaprok