Мегалополис как манифест подлинности
aozora-6688 — 12.10.2024 Посмотрели Мегалополис. По крайней мере, мне хватило эрудиции, чтобы понять, что эрудиции не хватает.Это очень концентрированное соединение метафор, цитат и параллелей. Там говорят цвета и стиль одежды, архитектуры, декорации, слог. А действие происходит в потерявшей признак времени смеси античности, ревущих 20-х, сегодня и будущего -- то есть всегда и будто бы никогда.
Реализация этого замысла очень качественная. Пусть я не все понимаю, но монументальность и подлинность реализации нельзя не заметить. Авторство некоторых фильмов узнаешь по одному кадру. Тот же Джим Джармуш в совершенстве освоил симметрию, и пользуется ей как визитной карточкой. Композиция кадров в Мегалополисе продумана до незаметности.
Большинство диалогов могли бы быть сыграны на сцене театра в формате пьесы -- какой еще из последних фильмов претендует на такое? Костюмы выполнены с большим талантом, качеством и старанием. И они сшиты из настоящих шерсти и шелка -- это видно, синтетика так не драпируется.
Что касается содержания, то у меня есть некоторые наблюдения..
1) Интересная трансформация главной героини, дочери бургомистра. В начале она выглядит типичнейшим представителем развращенной золотой молодежи -- а однако, разврат к ней не липнет. Она обнаруживает в себе способность вставать над временем и рассмотреть главного героя с его видением будущего.
2) Здесь самым прямым образом раскрыта тема священного брака, через который инициируются зачатки способностей мужчины и воплощаются в реальности. Жена выступает медиатором между отцом из мира прошлого, на котором укореняется взращенный энергией мужа мир будущего.
3) В этом фильме случается триумф справедливости, когда его по постмодернистской привычке совсем и не ждёшь. Герои, которые не были, но казались, использовали других в своих интересах, чтобы незаслуженно приблизиться к богатству и власти ради собственной выгоды, позорнейшим, ничтожнейшим образом погибли.
4) Здесь очевидна мысль, что ум, богатство, красота и власть достаются многим, но остаются у тех, кто использует их не для себя, а для улучшения жизни других; не для похотливого использования тела, но для рождения новой жизни.
Резюмируя, это фильм, непривычно далекий от современной постмодернистской серой морали, в котором безусловно побеждает добро. Но побеждает не без труда. Нас всех предупредили, что для этого нужен союз прошлого мира, у которого есть ресурсы, но нет картины будущего, и визионера, у которого этот проект будущего есть.
..и довольно много вопросов:
1) что стоИт за метафорой контроля времени? Что это за суперспособность, которой обладают главный герой -- визионер будущего и его жена? Я предполагаю, это способность не позволять себе быть захваченым потоком суеты и смотреть на ситуацию отстраненно. И что-то от разрушения фаустовского проклятия. Означает ли это отсутствие власти Дьявола над визионером?
2) в самом конце главные герои останавливают время. Но они замораживают и себя в нем. Только дочь остается движущейся во времени. Что это значит? Вся сцена выглядит триумфом воплощенной утопии с фокусом на будущее поколение. Но ощущение от этой сцены зловещее, потому что неразумный младенец, еще не способный заботиться о себе, остался совершенно один на свете в этом временнОм потоке.
Это очень мощный, многослойный и качественный фильм уровнем качества и наполнения смыслом не меньше Матрицы. И это прямой противник дерессивной Матрицы с иллюзорными мирами, из которых нет выхода. Здесь манифистируется ценность подлинных вещей на всех уровнях от идеи замысла до материалов костюмов в воплощении.
Пс. В процессе написания этого поста пришлось перевести с немецкого на русский восемь(!) слов. А как экспаты умудряются поддерживать язык?
|
</> |