Медведь уходит по-английски

топ 100 блогов matholimp03.05.2025 «Маша и Медведь» эвакуируются из России. Утро Первого мая 2025 года началось с шокирующей новости для российской анимационной индустрии — первая волна сотрудников покинула Анимаккорд: студию, подарившую миру феноменально успешный мультсериал «Маша и Медведь». Как выяснилось, одна из немногих по-настоящему глобальных российских медиафраншиз окончательно перестаёт быть российской. Это не просто корпоративная реструктуризация — это симптом куда более глубокой системной перекройки.
Анатомия эвакуации. Увольнения в Анимаккорде проходят волнами: последняя накроет оставшихся аниматоров к 30 июня. Звучит как цунами, только вместо потоков воды — уведомления об увольнении. Создатель «Маши и Медведя» Олег Кузовков изначально оформил права на персонажей на себя лично, что позволило ему в один день разорвать отношения со столичным офисом. Московские продюсеры чешут затылки: «Всё же шло хорошо!» Но если копнуть глубже, оказывается, всё шло хорошо только в их воображении.
— Выжали все соки из медведя, а потом удивились, что он перестал давать мёд и смех, — так комментируют ситуацию инсайдеры, описывая, как руководство годами настаивало на «быстро и много» вместо «качественно и со смыслом».
По словам представителей индустрии, Кузовков неоднократно пытался остановить конвейерный выпуск новых серий, полагая, что проект теряет душу. Когда студия начала выпускать эпизоды без его сценариев, сериал заметно поблек. Да и как иначе? Это как замесить пирог, забыв про рецепт: что-то получится, но зачем?
Офшорная подоплёка проекта выплыла наружу не вдруг: просто в какой-то момент её стало невозможно не замечать. Головной офис Анимаккорда давно находится на солнечном Кипре. Права на сериал, по данным московского Агентства креативных индустрий, изначально принадлежали не российскому юрлицу. Ещё в 2014 году ООО «Маша и Медведь» передало авторские права кипрской компании Animaccord LTD. Формально это и есть правообладатель. Получается, «российский мультипликационный продукт» давно наполовину грек.
Агентство сетует: «Когда во всех кейсах истории успеха анимации мы видим «Машу и Медведя», и у российского руководства в голове, что это русский экспорт, то это всех вводит в заблуждение». Символическая принадлежность не вызывала вопросов, пока всё было в порядке. Никому не хотелось проверять паспорт Маши. Удобнее было не обращать внимания на флаги, они не вписывались в красивый национальный нарратив.
С начала 2010-х «Машу» гордо демонстрировали как пример российской «мягкой силы», покоряющей детскую аудиторию по всему миру. На каждом международном форуме мультсериал преподносился как доказательство эффективности государственной поддержки анимации. Чиновники купались в лучах чужой славы, как коты под майским солнцем. Организации, имеющие хоть какое-то отношение к анимации, причисляли успех «Маши и Медведя» к своим заслугам. Некоторые даже заикались о своём искусном и дальновидном стратегическом планировании — мол, это мы так задумали. То ли дело система! То ли дело господдержка!
А в это время сама студия выпускала пресс-релизы с просьбой-намёком не приписывать её успех чиновничьим стратегиям. Просила прекратить эту практику, подчёркивая, что «Маша и Медведь» не имеют отношения к ситуации с госанимацией внутри России. Но разве кто-то слушал?
Иронично! Именно политизация успеха частного проекта и стала одной из причин его ухода. Когда твой милый детский мультик начинают называть «инструментом пропаганды», это не особенно помогает в международных продажах. А ведь сериал стал по-настоящему глобальным — он самый просматриваемый детский сериал в мире, превосходящий средние показатели конкурентов в 36 раз. Серии уверенно набирают миллиарды просмотров на YouTube.
В мае 2025 официальная Россия мудро отстранилась от роли менеджера культурных процессов. Пряники чиновнику приятны, но вешать на себя убытки не станет никакая власть… Промежуточный финал отлично иллюстрирует рыночные принципы: частная собственность решает, а о флаге страны никто и не вспоминает, когда появляются проблемы, которые люди и бизнес так или иначе «решат», но каждый уже индивидуально.
Деньги бегут туда, где тише гимн, где благоприятнее условия, где не нужно объяснять, почему твои персонажи носят определённые цвета или что означает сюжет той или иной серии. Анимаккорд выходит из Ассоциации анимационного кино и превращается в полностью иностранную компанию. В будущем она, возможно, будет лишь продавать лицензии на российский рынок. Создатель мультфильма проголосовал ногами, когда флаг и регуляторная нагрузка, включая жёсткие санкционные ограничения на движения денег через границы, превысили выгоды от присутствия. И никакие патриотические призывы не сдерживают продукт, если родная территория становится совсем уж государственно-трёхцветной.
Один из побочных моментов истории: гибель второго проекта Анимаккорда. «Фееринки» так и не смогли повторить успех «Маши и Медведя», что дополнительно подтверждает мысль: дело не в московском офисе, не в какой-то магической «системе производства», тем более не в «господдержке», а в конкретном творческом импульсе, в искре, которая либо есть, либо её нет.
Когда студия приписывала успех правильному менеджменту, она сама верила в рассказываемую сказку. Только сказка оказалась с совсем другим финалом, чем ожидалось. Реальность прозаичнее — без Кузовкова и его видения даже налаженная система производства не смогла создать второй хит. Лишний раз мы убеждаемся: централизованное планирование всегда проигрывает индивидуальному творчеству. Вы можете построить фабрику для искусных ремесленников, но не сможете заставить зрителей полюбить то, что на ней произведут.
Под лаконичными новостными сводками скрывается человеческое измерение этой истории:
— Я с сегодняшнего дня безработная… Интересуюсь проектами, — пишет в чате бывшая сотрудница Анимаккорда после увольнения по соглашению сторон.
За этим простым сообщением: «я безработная» — судьбы десятков профессионалов. Они не стали хуже работать, их навыки не устарели, просто бизнес решил, что в текущих условиях жить ему надо за границей РФ. Не все увольняемые сотрудники получили компенсации. Для тех аниматоров, кто работал в штате студии, выплачены положенные при сокращении деньги. Те же, кто был оформлен по гражданско-правовым договорам, остались без выплат — типичная ситуация. В переломный момент эвакуации вопросы банального бытового благополучия художников отошли на второй план. Есть и третья группа профессионалов, кто-то временно пересидит эвакуацию на дочернем предприятии, но перспективы туманны и там — по словам инсайдеров, студия под угрозой закрытия.
А ведь совсем недавно, в апреле 2025 года, Агентство креативных индустрий с гордостью рапортовало, что «коммерческая выручка российских компаний в сфере анимации за последние 5 лет увеличилась на 54 процента и в 2024 году достигла 12,3 млрд рублей». Планировалось открыть кластер видеоигр и анимации. Возможно, откроют. Только вот флагманский корабль российской анимации уже покинул эту гавань.
Ирония судьбы: пока в России «Машу и Медведя» представляли как культурное достояние, в некоторых странах их рассматривали совсем иначе. В 2017 году одесская организация украинских националистов «Совет общественной безопасности» требовала запретить мультсериал, называя его «пропагандистским инструментом навязывания детям положительного образа России». The Times публиковали аналитические материалы, где персонажи мультфильма рассматривались через призму политики: добродушный медведь (символ России) и непоседливая девочка (метафора чего угодно). И всё это при том, что сам мультсериал не содержит никаких явных политических подтекстов. Это просто история о дружбе, которую политизировали клерки с двух сторон — одни видели в ней символ культурного превосходства, другие — инструмент пропаганды. Зрители видят в герое добродушного медведя и его юную спутницу, чиновники — тень геополитического зверя. Когда флаг частично перекрывает экран, сказку уже не смотрят, а декодируют. «Маша и Медведь» стала объектом интерпретаций, которых не выбирала.
Теперь, когда «Маша» покидает Россию, возникает вопрос: изменится ли отношение к ней в тех странах, где её считали частью «русской пропаганды»? Будет ли она теперь просто милым детским мультиком без политического подтекста? Или мы наблюдаем рождение новой нарративной линии, где уход «Маши» станет символом чего-то ещё?
Исследование анимационной индустрии, проведённое по заказу АКИ, всё ещё содержит строчку «Анимаккорд», но теперь представляет его как иностранную компанию. Бюрократия отстранилась от творчества студии, теперь официально. Никто не несёт ответственности за поспешную эвакуацию — чиновники продолжат разрабатывать новые стратегии поддержки анимации, неважно, почему предыдущие не сработали.
Попытка упростить сложную реальность для административного удобства, для обоснования осмысленности своих чиновничьих должностей, и ради флага была заведомо обречена на столкновение с многоцветным разнообразием реальной жизни. Государственное «высокомодернистское» видение традиционно конфликтует с практикой рынка и безразлично к реальным потребностям людей.
«Маша» возможно продолжит международное шествие, но уже без российского флага. Инсайдеры предполагают, что Кузовков возродит проект где-нибудь в другой юрисдикции. Дети вряд ли заметят подмену — им важен персонаж, а не его паспорт. А вот для Москвы это потеря — рабочие места, репутация, в конце концов небольшие налоги. Когда страна теряет известные марки, таланты и бизнес, проигрывают многие, но точно не конкуренты. Всё это, конечно, не катастрофа. Просто сценка, где Россия умудрилась проиграть даже в мультике. А потом удивляется, что в её «культурную мягкую силу» никто больше не верит — даже Маша.
Маша уходит тихо. Не хлопает дверью, не берёт флаг, не оставляет записки: «Скро бду». Просто выходит через чёрный ход студии, за которым теперь не слышно ни детского смеха, ни вообще никакого звука. Нечего охранять и гос «Медведям». В пустом опен-спейсе больше не включают свет. А где-то на Кипре, возможно, уже придумывают новую серию — ту, где Маша и Медведь как всегда свободны от чужих флагов и чужих ожиданий. Ту, где они просто делают то, что умеют лучше всего — веселить детей по всему миру.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Учитель на уроке в школе Сегодня из каждого утюга мы слышим разговоры о необходимости повышения качества образования в нашей стране. Ну, и как всегда это бывает — мнения ...
Речь идет про знаменитый фильм "Последнее танго в Париже", снятый Бернардо Бертолуччи в 1972 году. И про не менее знаменитую сцену изнасилования с маслом. Бертолуччи рассказал в давнишнем интервью, что не предупреждал актрису о сцене изнасилования в фильме «Последнее танго в Париже», ...
8 сентября 2003 года во всем мире и 9 сентября в США вышел "Mescalero" - четырнадцатый студийный альбом американской рок-группы ZZ Top. В 2002 году ZZ Top собрались в Foam Box Recordings в Хьюстоне, частной студии, принадлежащей группе, которая использовалась для записи "XXX" (1999) ...
Сколько мудаков "анализировали" мою азербайджанскую эпопею, но этот деятель по имени Кабул Хуссейнов превзошел всех, обвинив меня в том, что я, Саша Лапшин - политический деятель и сотрудник российской разведки ( ссылка ). Развивая свою мысль, он высказал предположение, что Россия ...
Пишут, что на игры чемпионата Европы по футболу в Санкт-Петербург приезжало 4,5 тыс. болельщиков из Финляндии. Из которых 386 вернулись домой, прихватив с собой коронавирус . На поклеп похоже. Как такое возможно? Вон, даже на празднике выпускников «Алые паруса» вроде бы никто не ...