Кормить надо лучше ...


Сегодня из каждого утюга мы слышим разговоры о необходимости повышения качества образования в нашей стране. Ну, и как всегда это бывает — мнения разделились. Одни, представляя желаемое за действительное, говорят, что все-то у нас уже достигнуто и все с этим стало хорошо. Есть, конечно, небольшие недостатки, ну так, а где их нет? Однако, подавляющее большинство с этим категорически не согласно, особенно среди тех, кто с той или другой стороны ежедневно сталкивается с образовательным процессом

Если в Москве и других крупных городах со штатом учителей в школах и самими школами еще относительное благополучие, хотя тоже, не без проблем, то в городах меньшего масштаба, дела с этим обстоят, куда, как хуже. Утверждаю это смело, т.к. являюсь дедом школьника, обучающимся в школе, как раз такого, небольшого, районного города (мой внук — учится в третьем классе). В ней, например, преподаватель английского языка только устроится на работу и почти сразу увольняется, а преподавание ложится на плечи основного учителя этого класса. Также никого у нас уже не удивляет отсутствие в школе учителя физкультуры. Эти уроки также, находятся в ведении основного учителя. Нет в школе и учителя «труда» (так мы этот предмет раньше называли), нет учителя музыки, а также рисования (возможно названия предметов сейчас тоже другие). И это я уже не говорю о том, что дети сегодня, в смысле техники, взрослеют раньше. Их бы, конечно, нужно направлять в этом развитии, но увы... Ничего подобного в нашей школе и в помине нет, а, существующие, немногочисленные городские кружки, почти сплошь платные. И это мы еще далеко не про самый захудалый районный город говорим. Называть его из этических соображений не буду. Думаю, — многие узнают по описанию в нем свой город и свою школу.

Не буду дальше сгущать краски, говоря о разных прочих наших локальных школьных бедах. Отмечу только еще две большие общие проблемы.
Первая из них — учебники. Не знаю, кто и как устанавливал нормы на вес учебников, но по-моему они уже в третьем классе просто неподъемные. Я, когда беру в руки школьный учебник, все время вспоминаю испытанное мной ощущение легкости, когда я первый раз взял книгу, сделанную из макулатуры. Нет, не подумайте, я вовсе не призываю экономить на школьных учебниках, но если их можно сделать легче, то, почему бы и нет?

Вторая общая школьная, сегодняшняя проблема — нововведения. Когда речь заходит о них, приходит в голову поговорка: — «Благими намерениями — вымощена дорога в Ад». Вот, к примеру, внедрение электронных дневников школьников. У нас в школе возникло сейчас недопонимание родителями условий получения и применения этих дневников. По счастливому стечению обстоятельств, я получил, в свое время, юридическое образование, а, кроме этого, хорошо знаком с компьютерными технологиями. Так вот, мне, как двойному специалисту, абсолютно не понятен предложенный безальтернативный способ получения электронного дневника школьника через Госуслуги, с представлением целого пакета конфиденциальных данных.

Особенно мне не понятно это в свете постоянно поступающих сообщений о взломе хакерами, то одного, то другого, «очень защищенного» места хранения конфиденциальной информации.
Нет, я не противник прогресса и нововведений, но все это должно быть легко и непринужденно для самих школьников и их родителей, а все неудобства и трудности с организацией и эксплуатацией должно взять на себя государство, ведь школы-то у нас государственные.

Да. Я понимаю. Это не просто. Ну так, а кто обещал, что все будет легко? В мире это не первое технически и организационно сложное решение. И далеко не всегда они осуществлялись за счет создания трудностей и неудобств населению.
И вот еще важный, если не сказать «самый важный» во всем этом вопрос, имеющий продолжительную историю и, как ни странно, — простое решение. Это оплата работы учителей. Не могу предположить, из каких соображений освещение этого вопроса на протяжении многих лет в нашей (да и не только в нашей) стране сильно ограничено. Причем, жизнь нам подсказывает, что «шила в мешке не утаишь», а замалчивание еще ничему не помогло решиться правильно. Однако чиновники упорно противодействуют началу откровенного разговора об оплате труда учителей, да, собственно, как и многих других специалистов в нашей стране, без продуктивной работы которых у населения возникают большие сложности.

Не пускаясь здесь и сейчас в долгие рассуждения, скажу только, используя заголовок этой статьи, что рецепт этого универсален, прост и эффективен: — «Кормить надо лучше!» То есть платить нужно учителям в школах и преподавателям в других образовательных учреждениях с самых первых лет их работы достойную зарплату, назначенную не подковерно, наперсточниками из финансового блока Правительства РФ, а справедливыми, опытными финансистами. Эту оплату труда не нужно скрывать от населения. Пусть люди знают, сколько зарабатывают учителя и преподаватели, что будет хорошо работать, и в ту, и в другую сторону. Зарплаты преподавателей нужно утвердить и, желательно сделать это законодательным образом, так, чтобы их потом случаем не выхолостили названные выше «специалисты».

Также обязательно нужно прописать в регламентирующем документе четкий размер и порядок индексации оплаты труда преподавателей всех уровней. Уверен, что уже в самое ближайшее время такой подход поможет изменить ситуацию с учителями в школах и преподавателями в других образовательных учреждениях. Считаю абсолютным ханжеством рассуждения о том, что «наши» люди должны работать не столько за деньги, сколько по призванию и за идею. Нет, господа хорошие! Коммунизм, обещанный Н.С. Хрущевым к 1980 году, сильно задерживается и пока он так и не наступил, ничего зазорного в том, чтобы работать за деньги нет.
И еще очень важное дополнение. К сожалению в публикацию по техническим причинам оно сразу не попало.

Давайте не забывать про работников дошкольного образования. Это важнейший этап в общем образовании человека, о котором, почему-то часто забывают. Нет, молодые родители, у которых дети дошкольного возраста помнят, да еще как, а вот с наступлением школьного возраста у детей эта память быстро стирается не смотря на то, сколько усилий пришлось предпринимать родителям, чтобы устроить своего ребенка в детский сад. И не просто в детский сад, а в детский сад с хорошим рейтингом, который не просто забирает ребенка у родителей на определенное время, а в течение всего этого времени занимается воспитанием и обучением вашего чада. Из хороших детских садов дети выпускаются полностью готовыми к школе, а из очень хороших — с набором знаний, позволяющим стать в школе успешным учеником и продолжать саморазвиваться. Однако уже по этим строчкам видно, какая это громадная тема. Она, безусловно заслуживает и даже требует отдельной статьи, которую я постараюсь в ближайшее время опубликовать.

И в качестве перехода к еще одной возможной теме будущей моей статьи, приведу здесь одну поговорку из СССР, сбыться которой нельзя давать ни при каких обстоятельствах: — «Стыда нет - иди в мед, ума нет - иди в пед, а ни тех, ни тех — тебе в политех» ...
Крайнее утверждение в ней уже повсеместно и на всех уровнях раскритиковано. Создаются целые инженерные направления. Только вот, кто будет готовить этих самых инженеров? Видимо, все-таки учителя и преподаватели. А для того, чтобы инженеры могли полноценно работать, их здоровье должны поддерживать работники здравоохранения: врачи, мед.сестры и др. Оба сделанных выше утверждения — аксиомы. О преподавателях мы здесь уже поговорили, а о здравоохранении и его представителях, видимо уже в следующий раз
