Медленное чтение
leonid_b — 07.03.2013 Беседа Полины Копыловой, журналистки, живущей в Финляндии и знающей тамошнюю жизнь (особенно в части социальной работы, опеки детей и т.п) не понаслышке, со Львом Усыскиным из Питера.Дальше - только моё мнение.
Редко какой рассказ производил на меня такое жуткое впечатление, как рассказ Полины Копыловой о том, как в Финляндии заботятся о детях и их интересах, и как и почему и при каких условиях детей забирают из их родных семей.
Там это называется "изъять".
Изъять ребёнка из его семьи.
Невыносимо жутко, жутче Кафки и Достоевского, читать мерный и спокойный рассказ хорошей женщины о том, как правильное, законособлюдающее государство, по разумным законам, с согласия, одобрения и под неигрушечным контролем крепко сплочённого общества, состоящего из действительно милых и хороших людей, изымает детей от неправильных родителей, которые неправильны тем, что... тем, что... что они неправильны или непонятны. И никакими силами (и потому, что силы нет, и потому, что закон в правильном обществе сильнее любой силы) вернуть детей невозможно. Т.е., можно, но если только ты станешь такими, как они.
В тексте множество впечатляющих деталей - скажем, когда Полина честно описывает, на что специалисты по опеке образают внимание, когда делают вывод, что тут дело нечисто, и детей надо изъять.
Знаете, что я вам скажу, граждане. У нас в стране люди зачастую слабые, плохие, порочные, индивидуалистичные. Когда они добираются до власти или какого другого общего ресурса, то вообще туши свет. Дай им в руки закон, они его немедленно обратят в свою личную пользу, или просто начнут валять дурака. И сами законы у нас - дерьмовые, с дырками, несоответствиями, непригодны ни к чему, кроме как к злоупотребленим ими.
Всё так.
Но то, что описывает Полина - во сто крат хуже.
И помните, граждане, что все русские классики, т.е., умнейшие люди России своего и всех времён, предупреждали нас о том, что полный амбец наступит не при беззаконии и произволе, а при крепком и благонамеренном обществе и законосообразном государстве, о котором так мерно, спокойно и с полным сочувствием к их теории и практике рассказывала нам Полина Копылова.
Напоследок - маленькая цитата, о разнице между целями воспитания детей в России и в Финляндии.
В России, по крайней мере, по моему опыту и опыту моих друзей, опыту моего собственного детства, основной целью воспитания является научить человека выживать, справляться с трудностями или избегать трудностей, но при этом вложить в ребенка столько, чтобы он как можно раньше стал самостоятельным, взрослым, который сможет в этой непростой жизни максимально оптимально справиться и даже чего-то по возможности добиться. Я не говорю сейчас о каких-то маргинальных семьях, я говорю о средних. Например, в своем воспитании, в воспитании моих друзей. В России сейчас тоже многое меняется, все расслаивается. Но где-то есть этот основной посыл, что «боже, он же без меня не справиться, надо его воспитать, чтобы он справился и чтобы он за мной еще поухаживал в старости».
А в Финляндии этого нет, потому что в Финляндии уже в течение двух или трех поколений стариками занимаются отнюдь не их выросшие дети. Стариками занимается государство, детьми, кстати, тоже довольно активно занимается государство, потому что любой ребенок состоит на учете в так называемой детской консультации. Это нечто среднее между поликлиникой и семейной психологической консультацией. И в принципе их общество настолько хорошо устроено, что выживать в нем, именно выживать, разузнавать что-то, добывать что-то, куда-то проталкиваться, не надо. Финское общество тоже, конечно, сейчас меняется. Но при этом финское общество, именно в силу своей организованности, требует соблюдения общих правил и некой понятности от своих членов. И ребенка воспитывают не для выживания, а воспитывают человека для социального существования: чтобы ему были понятны другие люди, и он был понятен и прозрачен для других людей. Это притом, что финны вроде как неразговорчивы, но суть не в этом. Суть в том, что когда ты приходишь в магазин, от тебя ожидают ровно того, что ты должен сделать - выбрать товар и его оплатить. И финское воспитание - оно про социум, оно воспитывает члена общества. Не борца, не человека, который может справиться в одиночку, а воспитывает именно члена общества, хотя финны тоже не всегда склонны к взаимопомощи, но у них эта взаимопомощь во многом осуществляется опосредованно, через какие-то государственные формы поддержки. А вот для того, чтобы в этом обществе приятно существовать, ты должен быть определенным образом воспитан.
Конечно, это всего лишь Финляндия, маленькая общинная страна на севере Европы. В других странах зарубежа - иначе. Но...
|
</> |