Медитация как способ самоудовлетворения
psyteaman — 03.05.2024Эпиграф: «Иногда лучше заниматься самоудовлетворением естественным способом»
Когда я спросил ее, насколько часто она занимается медитацией, она призналась, что иногда с ней такое случается. А затем сообразила, что медитация и мастурбация — не одно и то же.
Вот такая вот оговорочка по Фрейду случилась в одном невыдуманном диалоге.
Но на самом деле, не такая уж это оговорочка. Между самоудовлетворением и медитацией много общего. И даже более того. Зачастую медитация в исполнении некоторых людей фактически и является всего лишь способом эмоционального самоудовлетворения.
Неправильная медитация — это своего рода психо-онанизм, способ избавления от психологического напряжения. Такая медитация не исправляет причины генерации напряжения внутри человека, а всего лишь является благообразным способом сделать себе приятно.
Есть большая разница между способами сделать себе приятно, и тем приятным состоянием, которое возникает из-за того, что устраняются причины возникновения напряжения внутри. Такое приятное ощущение возникает внутри, без какой-то стимуляции самим человеком. Исходит изнутри человека и которое как будто имеет бесконечный ресурс.
В принципе, можно вновь говорить о первом и втором способе получения счастья (по ссылке платный текст 1 тыс руб). Постоянные читатели в курсе про эти способы. Первый способ работает, но имеет многочисленные минусы и ограничения, — он не меняет человека.
Медитация в рамках первого способа получения счастья — это очередной способ психологического самоудовлетворения. Такое самоудовлетворение распространено еще более широко, чем виды физиологического самоудовлетворения.
Удовольствие (первого способа) возникает не только у тех, кто может вкусно покушать, выпить и получить тот секс, который хочет. Есть более тонкие виды удовольствий, которыми питаются страсти. Нарцисс, например, получает огромное удовольствие, когда выглядит лучше в глазах окружающих.
К психологическому самоудовлетворению можно отнести все способы получения приятных эмоций. Оно происходит с использованием различных приемов, которые помогают создавать приятное возбуждение внутри: песни, фильмы, самомотивация, самоубеждение, настрой на позитив, попытки вдохнуть в себя вдохновение.
Психологическое и физиологическое удовольствия невозможно разделить, потому что в человеке все связано. И даже чисто психологическое удовольствие имеет проявления в телесных изменениях.Поэтому можно говорить о схожести таких приемов, как, допустим, поглаживание себя рукой (по спине) и прослушивание музыки, вызывающей приятное состояние.
Все эти способы можно отнести к стимуляции приятных состояний самим человеком.
Все эти способы можно отнести к стимуляции приятных состояний самим человеком. Они позволяют сделать себе приятно, но не меняют саму причину возникновения проблем. Поэтому при неправильным использовании медитации и не происходит каких-либо существенных изменений.
Для стимуляции глобальных изменений требуется использовать тот или иной способ для глубокой проработки того, что создает проблемы. Я рекомендую использовать для этого технику глубокого психологического расслабления.
А теперь небольшое дополнение по теме правильных и неправильных медитаций.
Чем больше у человека слой внутреннего напряжения, тем меньше у него контакт с реальностью, и тем более сильная и чаще возникающая у него имеется потребность в психологическом самоудовлетворении. У такого человека просто не остается других вариантов.
Для поддержания «приятного» психологического состояния, возникающего от следования какой-то идее, человеку приходится все более и более удерживать в голове идею. И он становится все более и более фанатичным. Как наркоман почти неизбежно катится к полному краху, так и впавший в прелесть человек двигается туда же.
Способов вхождения в состояние приятного возбуждения многое множество, но довольно часто они бывают связаны с ощущением собственного превосходства. Кнопка собственного превосходства (проблема людей с сильным нарциссическим компонентом) возникает в далеком детстве. Такому человеку давали понять, что он хороший только тогда, когда является самым лучшим, лучше других. И этот способ делать себе очень приятно закрепился прочно.
Вхождение в приятное состояние «я хороший» у этих людей обуславливается необходимостью и потребностью доказывать самому себе, что «я лучше их». Человек накачивает (возбуждает) сам себя приятным ощущением «я хороший», прикладывая все больше и больше усилий для этого, все больше и больше закрываясь от реальности и ища вокруг подтверждающих аргументов для поддержания приятного внутреннего состояния.
Противоположным нарциссизму качеством является «нищета духа», которая помогает найти источник счастья в самом себе, вместо того, чтобы поддерживать внутри себя ощущение «богатства духа» с помощью каких-то внешних атрибутов и превосходства над другими.
В религиозной литературе (а тема медитации имеет отношение к религии и глубинной психологии) есть одно очень интересное понятие — «прелесть», имеющее отношение к честности перед самим собой. Из Википедии:
Духовная прелесть (обман, заблуждение, обольщение: от греч. πλάνη) — в соответствии с православным вероучением, «обманчивая святость», сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём достоинстве и совершенстве.
Все люди подвержены тем или иным видам самообмана. Если вы не видите в себе элементов самообмана, то вам лучше воздержаться от изучения глубин психики.
Игнатий Брянчанинов:
Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести.
Самое страшное, что может случиться на этом пути — это состояние прелести, когда человек устойчиво считает себя лучше окружающих (лучше — в контексте посмертной оценки). Он считает, что становится лучше других из-за занятий медитацией.
Считается, что все мы находимся в состоянии прелести. Это состояние обмана, заблуждения, обольщения, сопровождающееся мечтательностью, гордыней, мнением о своем достоинстве и совершенстве. В глубинной психологии об этом говорится в терминах иллюзий.
В жизни тех, кто путешествует в глубины психики, это состояние прелести может приобретать совсем уж крайние формы и иметь катастрофические последствия. Состояние прелести приводит к высокомерию, презрению к окружающим и гордыне.
Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками. Блез Паскаль.
Не зря многие религиозные подвижники говорят, что лучше оставаться человеком, который погряз в грехах и понимает свою проблемность, чем становиться тем, кто считает себя лучше всех. В этом смысле, иногда лучше быть явным грешником и заниматься самоудовлетворением естественным способом, чем с помощью продвинутых медитаций заниматься тем же самоудовлетворением и считать себя исполнившимся в познании.
Поэтому в Православии, например, считается, что любого рода грешники ближе к спасению, чем человек, полностью утвердившийся в состоянии прелести. Аналогичное мнение высказывают и авторы из других религий. Поэтому-то, в самые-самые глубины психики не рекомендуется отправляться совсем уж самостоятельно, вне рамок какой-либо древней традиции и без адекватного наставника.
|
</> |