“Медея”
stiho_pletka — 21.02.2023 «Медея» (2021), реж. Александр ЗельдовичФильм «Медея», как и остальные фильмы Зельдовича, снят с замахом на гениальность и международные призы. Здесь столько символов и столько отсылок к современности, переплетающихся с мифологическим сюжетом, что настоящий киновед и член жюри не может не впечатлиться.
Из «Википедии»:
«Картина вошла в основной конкурс Международного кинофестиваля в Локарно-2021, где получила приз молодёжного жюри с формулировкой: «За эффектную современную версию трагедии Еврипида, не искажающую её поэтики. За эстетическую скрупулёзность режиссуры, чистоту и отточенность изображения, суровую красоту пейзажей, которые соответствуют трагическому величию оригинального текста»
Обратите внимание, что речь здесь идет исключительно о форме. Зельдович - мастер формы: лица, мизансцены, пейзажи, интерьеры, - все это удается ему блестяще. А как же содержание? Что сказано этой историей «Медеи», переложенной на реалии сегодняшнего дня? Медея Зельдовича, молодая возлюбленная богатого бизнесмена, честно следует истории еврипидовской Медеи: убивает брата, вслед за мужем покидает родину, а потом убивает детей, чтобы отомстить этому самому бросившему ее мужу.
В чем же новое слово именно этой «Медеи»? Каких новых смыслов добавили создатели фильма психологической драме Еврипида?
Медея наша - христианка (собственно, историю свою она сама и рассказывает на исповеди), а Ясон (здесь - Алексей) ее - еврей. Еврей Ясон увозит христианку Медею в чужие края (Израиль). Перед этим Медея убивает мерзавца-брательника, чтобы освободить своей семье путь к счастью (братец сам, сука эфесбэшная, напросился, так что Медее можно даже посочувствовать, и выглядит это как адаптация мифологии для учеников старших классов). Ясон, правда, со своей еврейской приземленностью, не в состоянии оказывается оценить преступления безумной любви. Медея ему в пылу ссоры так и говорит: «Неблагодарная жидовская морда!» Возможно, в этот момент следует восхититься умением режиссера переплетать низкое с высоким, но, на мой взгляд, это опять сведение высокого к низкому.
Далее Медея начинает изменять своему Ясону направо и налево в силу явной неудовлетворенности (не эротического характера, а экзистенциального, то есть «никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает…»). Но истоки ее мучений объяснять режиссер не берется, он занят внешней стороной изображения событий.
Перед убийством детей у Медеи состоится разговор с Ясоном (бизнесменом Алексеем), в котором тот ей сообщает, что бизнес идет хорошо, но есть одна неприятная деталь: та же фирма во время войны строила газовые камеры. Не заслужил ли этот мелкий человек, не способный на великую любовь и великую ненависть, великой казни?
Так и хочется спросить: это вы серьезно? Вся эта напыщенная претенциозность, закатывание глаз, драматические сцены совокуплений, грозные израильские ландшафты - к чему это все? Зачем? Зачем вам Медея и Еврипид? Неужели просто облагородить и замаскировать пустоту?
|
</> |