"Мечтайте о чем- нибудь великом" . По культовому фильму "Курьер "))

Брейк-данс. Отрывок из фильма "Курьер" (1986)
Уходящая натура. Уходящая эпоха переломного времени . Как бесстрастные роботы , на негнущихся ногах под тягучую электронную музыку отрешенно плывут в брейк -дансе парни , подобно шаманам, заговаривая своих Богов ритуальными культовыми пассами .
Герою культового фильма «Курьер » предстоит та же утрата юношеской невинности , что и Сэлинджеровскому Холдену Колфилду , мечтающему ловить детей во ржи над аллегорической пропастью жизни , защищая их от циничного мира взрослых. У Ивана примерно такое же обостренное восприятие несправедливости и ощущения отсутствия свободы . Вопрос, какими тонкими гранями соприкасаются миры взрослых и подростков , в центре внимания киноленты . Об этом же рассуждал когда- то Маленький принц, подметивший пронзительную истину , что мир взрослых и детей -это две разных планеты и что взрослые перестают обращать внимание на что-то очень важное , утрачивая способность к искренности и воображению, потому что начинают непростительно серьезно ко всему относиться .
Иван , на первый взгляд, просто раздолбай и раздражает своими вальяжными манерами и нагловатыми выходками , но это всего лишь психологическая самозащита, на самом деле обычный парень из бедной семьи , выдумщик и ведет себя нестандартно -оригинально хотя бы уже потому , что не лицемерит и говорит, что думает . Живет он в сложное перестроечное время , когда общество уже утратило иллюзии относительно коммунизма , осознав , что это всего лишь несбыточная мечта безумцев и что уникальный проект под названием СССР красиво затонул , как мифическая Атлантида . Однако ветер перемен уже вовсю дул с Запада, а западные ценности в мечтах рисовались желанными и легко достижимыми . С идеей равенства и халявным распределением всем по потребностям было окончательно покончено, коммунистически черные дыры больше не вдохновляли на слепую веру . Классовое расслоение становилось все ощутимее .
Иван из простой семьи , и впереди маячила служба в армии , кирзовые сапоги или даже вполне вероятная перспектива вернуться калекой из Афгана . Отец, бросивший семью ради эффектной упакованной любовницы, был практически равнодушен к сыну , отделываясь иногда бессмысленными подарками типа копья , привезенного из Африки, вместо того чтобы помочь в поступлении в институт , и прикольно выглядит эпизод, где Иван видит сон , как стоит возле бюста отца и мысленно разговаривает с ним. Мать добрая, но одинокая брошенка-идеалистка , витающая в мечтах , совершенно беспомощная и сама нуждавшаяся в поддержке . Провалив экзамены в институт, с помощью матери парень устраивается курьером и неожиданно попадает в интеллигентную и благополучную профессорскую семью , словно совершенно в другой мир . Дочь Катя , избалованная , утонченно красивая , вся в шоколаде , учится в МГУ и дружит с такими же элитными детками из числа золотой молодежи , которые мечтают о шопинге в Париже . Девушка встречает его в фирменном костюме адидас , что по тем временам было очень круто , и тоже мечтает о богатой беспечной жизни .
Чтобы скрыть смущение , Иван начинает вести себя нагловато и развязно . Его привычное окружение- дети из простых рабочих семей , а друг Базин грезит о хорошем пальто , как некогда Гоголевский Башмачкин о теплой шинели . Но является ли стремление к обеспеченной жизни мещанством ? Рабочий класс живет совсем по-другому . Иван великодушно отдает Базину модное пальто , подаренное отцом , чтобы тот мечтал о великом , и сам в своих смутных снах думает о подвиге.
Что ждет Ивана ? Станет ли он барыгой или останется курьером , а может , вечно бухим грузчиком ? Он иронизирует о коммунизме и выдумывает в снах свой вымышленный мир, где бросает копье в воображаемого леопарда , подчеркивая своё бессилие против системы и внешних обстоятельств .
В финальных сценах он встречается взглядом с дембилем- афганцем с обожженным лицом и шрамом на лице, который стыдливо отводит глаза в сторону , потому что нельзя защищать свою мечту неосознанно.
А Виктор Пелевин спустя годы назовет это поколение поколением П.
А о чем мечтают наши современники? Является ли стремление к обеспеченной жизни мещанством ?