Maupiti Island (1990)

топ 100 блогов gamer10.12.2021 Хотите съездить в отпуск в тропики на красивый и приятный остров? Искупаться в океане, пообщаться с высшим обществом, спуститься в тайные колодцы местных племен, отыскать между делом пиратское сокровище, расследовать похищение, попасть под пулю… стоп, что?

Maupiti Island (1990)

Все это возможно в старом квесте 1990 г. "Mauputu Island", одном из немногих примеров шпионского детектива в тропиках. Ответственна за создание этой игры французская студия 1980-х Lankhor – которая выросла из трех человек, сотрудников разработчика Sinclair QL, некогда известного преемника ZX Spectrum, – и со временем превратилась в известную во Франции студию видеоигр.

Maupiti Island (1990)

Первой ее игрой стала "Mortville Manor" – квест в духе английских детективов, хотя и выходивший только на немецком и французском. Рассказывал он про частного детектива Джерома Лэнджа и отличался интересной задумкой – игру можно было перепройти, потому что каждый раз убийца в сюжете был разный и это требовалось доказать в ходе расследования. "Maupiti" – формальное продолжение игры, в которой Лэндж поехал в отпуск в тропики. Однако из-за шторма он вынужден был остановиться вместе с другими туристами на пару дней на небольшом островке Маупити, кстати, реально существующем. Вскоре одна из пассажирок корабля, Мэри, таинственно исчезает, явно в ходе похищения, и наш детектив должен по высокой просьбе взяться за новое расследование. По сути, сиквел был клоном первой игры, только без реиграбельности и в тропиках: а так обе игры использовали одни и те же ключевые особенности и механики и являются примером того, как тогдашние студии повторяли одни и те же приемы при развитии игростроения. Зато ко второй части французы накопили денег. В итоге эту игру, в отличие от первой, перевели на английский. Добавилась графика, спрайты персонажей, выросло количество действий, появилась в отдельных местах музыка и даже – кто бы мог подумать! – диалоги озвучиваются встроенным синтезатором речи! Это в 1990 году! Впечатляющая новация, жаль, что синтезированный голос поломанного робота нельзя отключить, очень хотелось.

Maupiti Island (1990)

Maupiti Island (1990)

По жанру "Maupiti" – классический текстовый квест, только в графической оболочке. Графика тут, надо отдать должное, получилась отлично. В игре всего около 25 фонов, но выписаны они красиво: тропики, корабли со всеми каютами, колониальный дом для элиты, тропический пруд, сад, пляж, огоро… а, нет. В общем, тропики со всеми удобствами. Даже в колодцы и тайные подземелья удастся проникнуть. Спрайты персонажей в крупных вставках сделаны отлично, явно срисованы с живых актеров. Дизайнерами хорошо воплощен дух времени: действие происходит 30 января – 1 февраля 1954 г. Антураж тропического колониального острова соблюден полностью: женщины в выходных платьях, суровые моряки, старинные статуэтки, древний музыкальный аппарат и т.д. Один из закадровых персонажей, Анита, даже ради духа времени сделана коммунисткой и революционеркой. В комнате у нее висит портрет Ленина и плакат с трудящимися, а на листке на столе написано: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» Более того, в сюжете возникают тайные подземелья, колодцы, статуэтки и пиратские сокровища, которые необходимо достать по старинным подсказкам и артефактам.

Maupiti Island (1990)

Maupiti Island (1990)

Maupiti Island (1990)

Maupiti Island (1990)

На этом все плюсы игры заканчиваются и начинаются жестокие пытки квестовым геймплеем начала 90-х. С самого начала нас бросают в открытый мир, в котором никто не будет объяснять, что и как делать, куда идти и на что обращать внимание. Первые же несколько часов за игрой уйдут впустую – шатаясь по острову, вы не получите никакой конкретной информации, а время тут утекает быстро и безжалостно, как вода через пальцы. Одна минута реального времени соответствует пяти минутам виртуальных – перемещение, диалоги и действия тоже жрут время, как свиньи желуди. В итоге уже через час в случае отсутствия продвижения игра заканчивается плохой концовкой и провалом детектива.

Maupiti Island (1990)

Game over, гнида!

При дальнейших прохождениях прогресс тоже не отмечается, так как игра чрезвычайна запутанна, сложна и непонятна даже по меркам текстовых квестов. Какая-либо логика в продвижении отсутствует. Можно обыскивать помещения, ощупывать локации, расспрашивать всех встречных и поперечных, но полностью отсутствует даже элементарная возможность понять, как это согласовывать. Практически все найденные предметы и многочисленные записки и документы можно подбирать, но объем накапливаемого конечен, и мало что из подобранного задействовано в прохождении. Приходится бросать предметы, никогда не зная, какой из них тебе понадобится.

Maupiti Island (1990)

Бумаг тут не меньше чем у меня на работе в конторе...

Сказать, что игра очень сильно злоупотребляет пиксельхантигом – значит, лицемерно и подло ЕЙ ПОЛЬСТИТЬ! Пиксельхантинг – это ее второе имя и девичья фамилия. Едва ли не на каждой локации находятся крошечные объекты типа монет, пуль, ключей, щелей, проходов и прочего, что необходимо находить самому – причем очень часто эти объекты элементарно не видны. И вряд ли кто-то догадается искать не только в шкафу, но даже под шкафом. Чтобы это как-то обойти, вам в качестве издевательства выдадут функцию Look с увеличивающей лупой – а теперь попробуйте обшарить ею все пиксели на 25 локаций или найдите такого маньяка сами. Это посложнее, чем найти тут преступника.

Maupiti Island (1990)

Maupiti Island (1990)

Тот неловкий момент, когда в квесте ты РЕАЛЬНО ОЩУПЫВАЕШЬ ЭКРАН С ЛУПОЮ В РУКАХ!

На время завязано очень многое. Все действие занимает 37 игровых часов. Персонажи не сидят сиднем, а активно передвигаются (пусть это понятно только по изменению имен в углу). Для поддержания здоровья детективу приходится иногда уделять время сну и отдыху. Открытием становится, что в некоторые часы тут реально работает прилив и отлив. А кроме того, продвижение в игре зависит от задействования целых игровых механик, на которые вам не давали и намека – запоминание реплик допрашиваемых, расшифровка найденных кодов, осмотр многочисленных книг и картин и т.д. Совершенно не помогает разбухший интерфейс на 16 команд. Он неудобный, занимает много места, часто мешает, постоянно глючит и работает с перебоями, особенно когда надо начать диалог с кем-либо. Всерьез с ним изучать местное окружение трудно и скучно. Вдобавок постоянно встречаются мелкие баги, из которых самый заметный – при запуске игры она нередко сама включает режим самообучения, который должен вроде как запускаться кнопкой Alt, и тогда игра для демонстрации САМА начинает показывать вам, как в нее играть. Перезагрузиться невозможно – загрузка только при запуске игры, слотов для сохранения всего четыре.

Maupiti Island (1990)

Maupiti Island (1990)

И даже финал разочаровывает
Вместо объяснения сюжета от вас потребуют самому разобраться в здешнем подобии сценария и отвечать на вопросы длинной, нудной и плохо составленной викторины, в которой большинство вопросов не играет никакой роли. Только при правильных ответах вы узнаете, что ваш конкурент давным-давно сбежал, и вы его не догоните, а потом пойдут титры. В итоге даже после прохождения игры я абсолютно не понял, в чем был сюжет. Если я правильно разобрал, все вертелось вокруг местной схемы контрабанды оружием, в которую были замешаны парочка наших персонажей, включая роковую красотку – собственно Мари, которую никто не похищал. И параллельно велась тайная охота за сокровищами, которую наш детектив успешно продул. А коммунисты тут вообще не при чем. Да. Финал стоил таких мучений.

Maupiti Island (1990)

Лично я подозреваю, что авторы специально делали игру максимально сложной в традициях рубежа 80-90-х, привычно думая, что игроки любят, когда чем сложнее – тем лучше. К тому же так они могли быть уверены, что игру не сможет пройти ни один пират – действительно, без гайда из ближайшего игрового журнала игру пройти невозможно, о чем писали немало игроков в отзывах в интернете. Но даже гайд из-за проблем с интерфейсом и фактора времени помогает не везде. И да, напомню – в первой игре было ровным счетом все то же самое вплоть до синтезирования речи. Тот неловкий момент, когда французский же "Call of Cthulhu: Shadow of the Comet" кажется почти несложной игрой…

Maupiti Island (1990)

Студия хотела продолжить дилогию про своего детектива и в финале даже опрометчиво пообещала ему приключения в японском монастыре, в триквеле под названием "Soukiya"… Но… в третий раз надувательство не прошло. В 1993 г. французы выпустили игру Black Sect, посвященную кельтской секте в Йоркшире. Там было примерно все то же самое, что и раньше, только с более простым интерфейсом. Игра с треском провалилась в прокате, и студия быстро перешла на другие жанры, а триквел приключений Лэнджа отменили. На данный момент все эти ранние игры давно почившей студии можно скачать на фанатском официальном сайте http://www.lankhor.net Вдохновленные ностальгией некие энтузиасты пытались несколько лет назад возродить игру, сделав ее в полном 3D с профессиональной озвучкой, но проект заглох и с тех пор о нем ничего не слышно. Да оно и к лучшему. "Waxworks" вот таки сделали в 3D, даже мутантов-монстров перерисовали – и что? Оказалось, что полноразмерный трехмерный текстовый квест еще более сложен и труден для прохождения, чем даже оригинал.

Maupiti Island (1990)

Остается добавить, что игра выходила не только на PC, но и для Амиги. Графика в последнем случае стала лучше, качественнее вышло разрешение и цвета, на каждой локации добавились какие-то элементы циклической анимации для оживления, лучше стала и музыка, добавились новые треки. Правда, по непонятным причинам почти все персонажи, кроме Роя, были в спрайтовых иллюстрациях перерисованы с нуля. Зачем – тайна, неподвластная даже детективу Лэнджу.

Maupiti Island (1990)

Несмотря на то, что к "Maupiti Island" я был настроен лояльно, предвкушая интересный детективный сюжет в тропических локациях, я был жестоко разочарован. Пустая, сложная, неудобная и бессмысленная игра, в которой нет возможности победить самому и честно – далеко не лучший выбор даже ностальгирующего по временам классических квестов игрока. Знаю, что игра любима для верных фанатов студии Lakhor, которые до сих пор с 2001 г. поддерживают в работоспособном состоянии ее фан-сайт – но меня это не касается. Для меня игра стала очередным неудачным примером мозголомных, неудобных и неудачных квестов 80-90-х, которые можно было пройти только по прохождению и никак иначе.

Некоторые другие мои обзоры на подобные интерактивные квесты рубежа 80-90-х с околополитическим уклоном - для политспросвещения:

Codename: Iceman
Operation Stealth (1990)
The Psychotron
The Third Courier (1989)
East vs. West: Berlin 1948 (1989)
KGB (1992). Лучшее из всего, что выходило

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Гeoргий Михaйлович Poманов @Romanov_George: "Мы" Гeoргий Михaйлович Poманов @Romanov_George: "Национализм естественен, если это здоровое чувство любви к своей национальной традиции и уважения к другим национальным традициям. А судя по комментариям к моим постам здесь, национализм на ...
...
Многие мужчины выбирают бесшовные трусы боксеры из-за их хорошей посадки по фигуре. Такое эластичное белье незаметно под одеждой и поэтому его можно носить под джинсы, бриджи, шорты или брюки облегающего кроя. Компания DIM предлагает  бесшовные мужские трусы  в большом ...
Собеседую я сейчас нянь и вот возник у меня вопрос следующего характера: а как у вас питаются няни? Те, кто работает полный рабочий день? Поясню: мы с мужем работаем с утра до вечера, питаемся за свой счет всякими бизнес-ланчами в кафе-ресторанах в ...
Гражданская война на Украине говорит Путин ТВ? Почему трупы везут в Россию? ...