«Matinee» или «Дневной сеанс» 1993


Ещё название переводят как «Утренник», уж не знаю какое значение он имеет в американских локациях. И на первый взгляд фильм абсолютно детский, но это только на первый. На самом деле картину можно назвать вершиной иронично-сатирического стиля Джо Данте. Несмотря на её форму лёгкой пародийной комедии для семейного просмотра, содержит она слишком много пластов, отсылок и пасхалок. Всё это о истории, политике, обществе, культуре, массовом сознании, манипулировании, бизнесе и о том к чему это всё привело или может привести.

Надо сказать что в плане идеологии Данте себе не изменил, фильм наполнен лёгким сарказмом и доброй иронией, в сторону американского общества, а так же небольшим налётом пацифизма в сторону государства. Всё по заветам повзрослевшего поколения бэбибумеров, тех кто пережил хиппи-зависимость. При всём при этом, на время выхода картины в 1993 году, вся общественно-политическая обстановка диктовала именно такой облегчённый подход, с долей эйфории. Можно было расслабится, по иронизировать над страхами холодной войны, даже немного поддержать «этих русских», как потерпевших поражение.


Но обо всём по порядку. Сюжет ленты отсылает к самому началу 60-х. Переломному моменту, разделившему Америку на условно маккартистскую - уходящую в прошлое и неолиберальную – только набиравшую силу. Поколение хиппи пребывает на пороге отделяющем тинейджеров от молодёжи и они уже готовы сделать шаг. Это такое американское «последнее лето»: Кеннеди, Карибский кризис, последний лоск уходящих 50-х. В качестве метафоры – дешёвые ужастики вроде «Человека скорпиона», «Человека богомола», «Человека с миллионом глаз» и прочих радиоактивно-зоологических диковинок, призванных поддерживать в американцах нужный уровень напряжения, в дополнение к ядерной угрозе. А так же и специалист, не только лишь бескорыстно, клепающий подобный контент, некий мистер Вулси в исполнении Джона Гудмана. В качестве прототипа известного трешмейкера 50-60х Уильяма Кастла.


В этот раз мистер Вулси привёз свой новый ужастик под названием «Mant!», что-то вроде «Муравек!,» в прибрежный городок на острове КиУэст. И это совпало с обострением напряжённости вокруг Кубы. По большому счету, мистеру Вулси глубоко плевать на кризис, он готов встроить электроды в кресла, что бы как следует встряхнуть курортную публику, а народ и так близок к истерике, в школах учат детей падать на колени и закрывать голову одеждой, а многие граждане обзавелись бомбоубежищами.


В обстоятельствах единственного дневного сеанса, с «крутыми спецэффектами», ведётся рассказ о нескольких подростках: Джин – киноман и по совместительству сын офицера ВМС, как раз отправившегося осуществлять блокаду, Стен – его трусоватый одноклассник, подружка Джина Сандра, склонная к проявлению бунтарства, возможно будущая активистка коммуны Мэнсона, ветреная подружка Стена Шерри, возможно будущая участница «лета любви», а так же их старший товарищ, некий Харви – молодой правонарушитель и поэт, возможно персонаж намекающий на битников. Всё они соберутся в кинотеатре на дневной сеанс и станут уже участниками просмотра нетленки, ощутят на себе влияние манипуляций Вулси, а так же агрессии хулигана Харви, добавляющей фильму изрядную долю эксцентрики.


Большая доля экранного времени уделена непосредственно фильму в фильме, причём сосредоточено всё не на съёмках, как в дебюте Данте «Бульвар Голливуд», а непосредственно на просмотре, со множеством изобретений Вулси, напоминающих достославные 5D. Что к финалу приводит практически к разрушению кинотеатра. Несмотря даже на то что атомный взрыв оказался бутафорским, а Карибский кризис разрешился неожиданно удачно. Надо сказать что и сам «Mant!» и ситуация вокруг его просмотра сделаны весьма остроумно. Что же касается Гудмана, то он сыграл реально хорошо, буквально «жёг напалмом» и заслонил всех остальных персонажей и сюжетные линии.

Между тем «Дневной сеанс» это всё же не упомянутый выше «Бульвар…». Подача заметно смягчена (никаких сисег) и сделаны широкие обобщения относительно состояния американского общества, потребляющего продукт культуры подобный малобюджетным ужастикам. А ещё конкретней в разрезе именно молодого поколения. И пока продюсер на новом кабриолете, с актрисой отбывает в даль, положив в карман пачку долларов, перед четырьмя молодыми людьми открываются весьма туманные перспективы. Последний тезис подчёркивает финальная сцена на пустом пляже с Джоном и Сандрой и заходящими над ними боевыми вертолётами. Сцена конечно неоднозначная, но мне она показалась щемящей в свете грядущих перемен, где театральный Карибский кризис сменит реальная Вьетнамская война, а таких режиссёров как Кастл, Уэс Крейвен и Тоуб Хуппер.