"Мать"
mirish — 12.07.2014
В преддверии игры-поэмы "1905" прочла повесть Горкого "Мать"
(упоролась на курорте, как прокомментивала этот факт Нина
Тян).
Это повесть сперва была в школьной программе, потом
презиралась как малохудожественная -- думаю, тоже по идеологическим
причинам.
Язык может раздражать своим... ммм... натуралистическим
импрессинизмом. Я узнала этот характерный для некоторых
произведений начала 20 века стиль. Кто читал рассказ Бунина про
слона, тот поймет :) хотя здесь дело обстоит лучше. Горький
пытается передать _впечаления_ героини от событий и людей, ее
непосредственные чувства и переживания, через восприятие запаха,
цвета, выпуклых деталей. С другой стороны, это и символизм,
приподнятый штиль сказок и песен Горького, и это соотвествует жанру
-- конечно, это жанр Евангелий. Евангельскими аллюзиями все
пронизано, мать -- это новая Богородица. Это довольно характерно
для романтизации революции ("Овод" -- один из хрестоматийных
приеров). Все революцинное движение предстает глазами матери как
движение богоискательское, и хождение в народ с книжками -- это
проповедь Слова. Богоискатели, мученики, страстотерпцы,
проповедники -- вот герои книги.
Для меня повесть оказалась эмоционально убедительной. И
информационно местами тоже: так, в первых строках повести просто и
убедительно показываются причины бесперебойного пьянства рабочих, и
уже как-то сразу неловко говорит про хамов и быдло, и вопрос
закрыт. Глазами простой женщины подмечена разница между двумя
слоями ревлюционных кругов, "образованными" и "простыми", которую
даже общая цель не может нивелировать, -- и дано это безоценочно,
только с какими-то эмоциональными моментами восприятия, потому что
любовь матери, поднимаясь от любви к сыну до любви ко всему
страдающему человечеству, все эти противоречия и дистанции обнимает
и принимает.
И, конечно речи в суде (надеюсь, что на игре-поэме речи в суде
станут главным шоу, как и было в исторической
действительности).
Кончилось все печально, так что в утешение приступила к "Флагам на
башнях".