Мастера монохромного: почему некоторые из величайших полотен превратились в
tanjand — 06.11.2017Представьте, что вы не можете видеть все цвета спектра, только черный - белый доступен. Вы сразу, наверно, поймете, что вам что-то не хватает – все оттенки серого оказались просто урезанным видением реальности.
Но на протяжении веков художники намеренно убирали цвет в своем искусстве как способ сделать его более тонким и сложным. От Яна Ван Эйка, Рембрандта и Энгра до Дега, Пикассо и Герхарда Рихтера художники создали - и воссоздали - изображения в монохромном виде, чтобы подчеркнуть композиции в своих работах.
В 12-ом столетии цистерцианские монахи ограничивали количество цветов, используемых в витражах, чтобы уменьшить чувствительную стимуляцию и поощрять более медитативное поклонение Богу.
Несколько столетий спустя, в раннем Северном Ренессансе, благочестие накинуло покровы над своими ярко окрашенными алтарями во время Великого Поста.
А люди стали скрывать свое искусство, они писали в гризайле - изображения, полностью состоящие из серых или нейтральных тонов.
Эти внешние сюжеты, написанные поверх ярких, красочных картин скрывали зачастую шедевры, но и сами были прекрасными работами, созданными мастерами.
Одна из самых ранних работ - набор наружных дубовых панелей для портативного алтаря фламандского мастера Ганса Мемлинга, представляет собой два изображения гризайла, выполненных в стиле, напоминающим высеченные каменные статуи. Мимические скульптуры были умным решением проблемы отказа от цвета.
Это была практика, лежащая в основе жаркого соперничества художников и скульпторов во время итальянского Возрождения.
Хендрик Гольциус, «Без Цереры и Вакха, Венера замерзнет» (1599)
Картина Хендрика Гольциуса привлекла большое внимание, когда она была создана, зрители не могли понять, как это было сделано, потому что это похоже на печать.
Мастерская Питера Пауля Рубенса (1577-1640)
Три грации, масло, дерево
На протяжении многих лет имитационные скульптуры становились модными оптическими иллюзиями, используемыми в дизайне интерьера - они имитировали камень без затрат. Но художники знали другие способы произвести впечатление монохромным изображением.
Фактически, некоторые художники предпочли воспроизводить цветные картины в монохромном виде. Это доказывало, что у них есть навык, необходимый для овладения светом и оттенком без цвета.
Спустя годы после провокационной «Великой одалиски» (1814) французский неоклассический мастер Жан-Доминик Энгр продемонстрировал свое мастерство живописи в градации оттенков.
«Это был способ лучше понять падение света на различных поверхностях, - сказал Пэкер.
По мере распространения гравюры в XVI и XVII веках художники понимали, что тиражирование их картин означает достижение более широкой аудитории. И они начали превращать полихромные шедевры в черно-белые как руководство для гравёров.
Но дальше еще интереснее - к 20-му столетию оборотная сторона этой практики возникла, когда художники, такие как Пикассо, Уорхол и Рихтер, начали работать с черно-белыми изображениями, чтобы имитировать массовое производство механической печати.
Пабло Пикассо, «Лас Менинас (Infanta Margarita María)» (1957).
Пикассо лихо подражал газете в «Гернике» (1937). И ограничил свою палитру, одновременно подражая испанским старым мастерам в произведениях, таких как «Лас Менинас» («Инфанта Маргарита Мария» 1957 года»), отдавая лань уважения Диего Веласкесу. Он резко драматизирует сцены контрастом и темными, безумными линиями. Работа «Менины по Веласкесу» — это своеобразная вариация на общеизвестный милый сюжет, вариация очень смелая и крайне оригинальная. И она в монохромной гамме.
Склеп. Здесь Пикассо использовал масло и уголь. Поразительно, как мастер пользуется тенями – это своего рода метод художественного воздействия. Все фрагменты рисунка подчёркиваются резкими тенями, выписанными голубыми и тёмными сизо-фиолетовыми красками. Выполненная в гризайле, она производит впечатление черно-белого изображения, а некоторые фрагменты откровенно монохромные.
Верхнюю часть работы Пикассо намеренно оставил лишь в рисунке, тем самым переместив акцент именно на сам склеп.
Сегодня картина «Склеп» экспонируется в Нью-Йорке и входит в список самых известных работ Пабло Пикассо.
Некоторые художники на самом деле выбрали черно-белую живопись как способ продемонстрировать свои навыки.
Герхард Рихтер, «Хельга Матура с ее женихом» (1966)
Иногда монохром дает совсем другое, неожиданное прочтение сюжета.
Например, для Рихтера отсутствие цвета на этой фотографии проститутки, которая была жестоко убита, устраняет все эмоции от этого ужасного преступления.
В течение всего 20-го века художники использовали черное и белое, чтобы имитировать массовое производство механической печати.
сайт Пикассо
ссылка
Было использовано