Мастера аналитического искусства.
liubov_zla — 21.11.2023Я очень рада, что филоновская тема вошла в определённую моду. Совсем недавно в галерее на Невском проспекте проходила выставка учеников Филонова из частных собраний. А теперь в Мраморном дворце открыта выставка из собрания Русского музея. А полноценная выставка Мастера проходила очень давно — в начале 2000-х в Строгановском дворце.
Для меня выставка оказалась ценна тем, что на ней я впервые смогла увидеть листы легендарного издания Калевалы и эскизы к постановке «Ревизора», найти которые очень сложно. Калевалу мне, правда, доводилось держать в руках. Но, насколько я понимаю, этого издания нет даже в РНБ. К сожалению, я смогу показать в блоге только эскизы к Ревизору — фотографировать Калевалу оказалось практически невозможно.
Если кто не боится прикоснуться к филоновской хтони, то выставка очень хорошая и я могу всячески советовать. Такое снова покажут нескоро.....
Несколько фотографий ниже — коллективный «Ревизор». Своеобразен, ка и всё наследие коллектива МАИ. Подробно разбирать не буду, оставлю каждому фантазировать.
Автор большей части костюмов — Николай Евграфов. Его творческий путь проходил от аналитического искусства к чистой абстракции.
А вот костюм на фото ниже — Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений. Эскиз Артура Ляндсберга (1905 — 1963). Под каждым листом даётся характеристика персонажа. После МАИ Артур Рэмович работал именно как театральный художник.
Ниже — Андрей Сашин (1986 — 1965). Костюм начальника полицейского участка.
Сашин (Васькин) Андрей Тимофеевич
3(15) июля 1896, д. Четовицы Духовщинского уезда Смоленской губернии – 7 января 1965 , Ленинград.
Живописец, график, театральный художник, ученик П.Н. Филонова
В документах Смоленской духовной консистории, в метрической книге записей родившихся в 1896 году и крестившихся в церкви села Тяполово Поречского уезда по Духовщинскому уезду зарегистрировано рождение Андрея.
В графах метрической книги «Месяц и день рождения» указано – 3 июля, крещен 4 июля, номер записи – 40. Родители: отец – Пречистенской волости деревни Четовицы крестьянин Тимофей Терентьевич, мать – Евдокия Ильинична» (фамилии всех не указаны Л.В.;Т.К.).
По свидетельству племянницы художника Ларисы Васильевны Минченковой (урожденной Васькиной) в семье Тимофея Терентьевича и Евдокии Ильиничны было 18 детей. Лариса Васильевна – дочь последнего ребенка этой семьи – Нины Тимофеевны (1918-1987). В свидетельстве о рождении Нины Тимофеевны родители указаны: отец – Васькин Тимофей Терентьевич, мать – Васькина Евдокия Ильинична.
Сашин окончил церковно-приходскую школу; в 1915 собирался поступать Московское училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но был мобилизован. 1915 – 1917 в армии, рядовой. В июле 1917 служит в 185 полку в Нижнем Новгороде.
С 1918 (или с 1919) по 1922 в Красной армии (Западный округ), руководил Передвижным показательным (агитационным) театром при Смоленском Губполитпросвете.
В Петрограде с 1922 (по другим данным – с 1921). Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (ЛХПТ). Одновременно преподавал ИЗО в клубе Высшей воинской автоброневой школы. В 1923 пытался поступить во Вхутеин, но поступил только в 1924.
Учился в мастерской К.С. Петрова-Водкина. Окончил в 1927. (Дипломная работа «В сельсовет»). Член МАИ (объединение учеников Филонова «Мастера аналитического искусства») 1926-1930. В 1927 в составе группы МАИ исполнил 10 эскизов костюмов к постановке комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в Доме Печати. Режиссер И. Терентьев. (Все в собрании ГРМ, варианты в собрании Тиссена-Борнемиса, Швейцария).
Ушел из группы Филонова в результате раскола, но связь с учителем поддерживал и в последующие годы. В дневниках Филонова его имя встречается в 1931, 1934. Член АХРР (1929-1932). Член Союза художников (с 1932). Художник в клубе медработников (1928 -1929), руководитель кружка ИЗО при заводе «Красный путиловец» (1931), с 10 марта по 25 апреля 1934 преподавал рисунок в подготовительном классе бывшей АХ.
В дневнике Филонова есть запись от 19 ноября 1934 г.: «Сашин сказал, как прошлый год он был приглашен преподавателем в Академию, на подготовительные курсы. Он решил проводить наш метод от частного к общему не сразу, но постепенно. Но учащиеся, узнав, что он был мастером нашей школы, в первый же урок сами начали работать по-нашему, и ему пришлось пристегнуться к их инициативе. Так как они все время желали работать «по-филоновски», Сашин и вел с ними работу в этом плане, все время умеряя их пыл, чтобы ему не предложили уйти с курсов. Месяца через два-три он ушел с курсов добровольно, т.к. из-за нашей установки у него стали возникать трения с администрацией».
В 1931 художник участвовал в выставке «Художники в колхозах и на индустриальных стройках» в ГРМ. Вместе с другими филоновцами Павлом Кондратьевым, Евгением Кибриком подвергся критике и попал в ряды «классовых врагов». Работал в Ленизо (1929 -1941). YII. 1941 – YIII.1942 - в Горкоме художников. В августе эвакуировался из блокадного Ленинграда в Алтайский край. С 19 января 1943 до 14 октября 1943 – в армии; рядовой (мобилизован). В 1944 с сентября по декабрь в армии – вольнонаемный. Июль 1944 – декабрь 1945 преподавал в Нежинском политпросвет техникуме (Украина).
В 1945 году демобилизовался, жил в г. Нежине. С 1 августа 1945 работал преподавателем в Нежинском педагогическом институте им. Н.В. Гоголя. В январе 1946 вернулся в Ленинград. Работал художником в Художественном фонде и ЛенИЗО. После возвращения в Ленинград в 1946 году Сашин не участвовал в выставках до 1953, а затем ежегодно принимал участие в весенних и осенних выставках ЛОСХа. В 1961 году по инициативе художника в с. Пречистое была открыта художественная галерея, в которую Сашин передал более сорока своих произведений и ряд работ ленинградских художников (живопись, скульптура, графика). После смерти Сашина в 1965 году его жена Надежна Николаевна Сашина - Лаврова передала наследие художника (около 800 произведений) в Смоленский музей-заповедник.
На фото ниже — эскиз задника. Режиссёром этой постановки стал Игорь Герасимович Терентьев , ученик Мейерхольда, создатель экспериментального театра в Доме Печати. Увы, обладатель в худшем смысле типичной биографии.
У Юрия Борисовича Хржановского, наверное, самая хорошая из «филоновцев» творческая биография. Правда, через пару лет после выставки в Доме Печати живопИсь он бросил и подался в актёры. Много и успешно выступал, а потом «попал в телевизор» на озвучку. На пенсии вернулся к живописи.
Николай Иванович Евграфов свой творческий путь начинал в Нижнем Новгороде. Переехав в Ленинград, «перекатился» по всей тусовке. До Филонова учился у Малевича. Потом начал подражать лучистам. При этом видимо, имел всё таки и хороший уровень классической подготовки, так как все 30-е годы получал заказы на оформления официальных праздников. И при этом продолжал «красить» абстракцию.
Подробнее о Заликовской можно прочесть тут. После Ухода от Мастера занималась вполне традиционными вещами.
Работа создана специально для выставки в Доме Печати. Работа из собрания Музея истории СПб (там очень хорошая коллекция учеников Филонова). Честно говоря, имя Тэнисмана я впервые встретила на этой выставке. И имеющейся о нём информации принципиально меньше, чем о других. По сути — только упоминания.
Для Алевтины Мордвиновой увлечение школой Филонова прошло абсолютно бесследно. Не смотря на страшные постреволюционные вещи — а в 1927 году память о реальной революции и гражданской войне была её жива — потом она занималась совершенно реалистичными вещами.
А Прасковья Важова была более верна Мастеру. Её работ сохранлось много и все они сильно на любителя. В них видно влияние Филонова и не более того.
Дом Печати в то время находился на Фонтанке, в особняке Шуваловых, видимо, там, где сейчас музей Фаберже. Интересно, как весь этот Филоновский вселенский ужас сочетался с прекрасными дворцовыми интерьерами.
Групповой портрет учеников, так сказать. Увы, пытаться играть в угадайки тут бесполезно. Да и не нужно.
Панно было создано специально к выставке. Надо сказать, что, не смотря на явное влияние Филонова на учеников (или благодаря ему, фанатичному коммунисту), работа создана вполне в духе времени. Почти агитфарфор. Тут и агитаторы, и ГОЭЛРО и попы. И смотрится как комикс для продвинутых.
Ливчак зарабатывала в основном фарфором
Целая стенка посвящена портретам. Вполне реалистичным.
Татьяна Глебова. Автопортрет. В жизни была куда красивее. Одна из самых талантливых учеников Филонова. И одна из немногих, кто смог сочетать официальные заказ с аналитическим искусством. Что не просто: Филонов сам жил стоиком, и от других требовал. Этим он покорил. Но быть его последователями было непросто.
Сама Глебова происходила из дворянской семьи с давними артистическими корнями. Её предком был сам Фёдор Толстой, вице-президент Академии Художеств. Отец художницы, инженер, совладелец «заводов-газет-параходов» (в частности «Электросилы») был членом партии кадетов, приятелем Вернадского. Даже удивительно, что, происходя из такой семь (или же — именно поэтому?) Глебова пола по самому революционному и великому пути развития искусства.
К своему стыду я долго путала художницу Глебову и сестрой Филонова, которая Глебовой была по мужу.
А художница Глебова была замужем за великим Стерлиговым, учеником нелюбимого мною Малевича
Кибрик — самый знаменитый «филоновец». Лауреат Сталинской премии. Живописец, педагог и пр. Похоронен аж на Новодевичьем кладбище в Москве. Вера Кетлинская — литератор
О Ксении Ливчак можно подробнее прочесть тут
Василий Купцов — единственный из учеников Филонова, который не смог вынести приближения к вечному ужасу, который так остро ощущал их учитель. То ли ему не хватило силы духа, то ли он оказался талантливее и умнее остальных и из-за этого окончил свои дни трагичнее других. После его самоубийства работы художника были переданы в Псковский музей, где благополучно сгинули в годы Войны. Так что, видимо, в ГРМ и паре частных собраний показано всё, что осталось от художника.
Творческое наследие скульптора Иннокентия Суворова (1898 — 1947) тоже оказалось в значительной мере утраченным, только уже по совершенно непонятным причинам, которые нельзя списать на на репрессии, ни на войну. За год до смерти автора его мастерская была