Мастера аналитического искусства.

топ 100 блогов liubov_zla21.11.2023
Мастера аналитического искусства.

Я очень рада, что филоновская тема вошла в определённую моду. Совсем недавно в галерее на Невском проспекте проходила выставка учеников Филонова из частных собраний. А теперь в Мраморном дворце открыта выставка из собрания Русского музея. А полноценная выставка Мастера проходила очень давно — в начале 2000-х в Строгановском дворце.

Ксения Ливчак (1906 — 1988). Композиция
Ксения Ливчак (1906 — 1988). Композиция "Трое".

Для меня выставка оказалась ценна тем, что на ней я впервые смогла увидеть листы легендарного издания Калевалы и эскизы к постановке «Ревизора», найти которые очень сложно. Калевалу мне, правда, доводилось держать в руках. Но, насколько я понимаю, этого издания нет даже в РНБ. К сожалению, я смогу показать в блоге только эскизы к Ревизору — фотографировать Калевалу оказалось практически невозможно. 

Николай Евграфов (1903 — 1941). Коричневая симфония с портретом.
Николай Евграфов (1903 — 1941). Коричневая симфония с портретом.

Если кто не боится прикоснуться к филоновской хтони, то выставка очень хорошая и я могу всячески советовать. Такое снова покажут нескоро.....

Мастера аналитического искусства.

Несколько фотографий ниже — коллективный «Ревизор». Своеобразен, ка и всё наследие коллектива МАИ. Подробно разбирать не буду, оставлю каждому фантазировать. 

Автор большей части костюмов — Николай Евграфов. Его творческий путь проходил от аналитического искусства к чистой абстракции. 

Мастера аналитического искусства.

А вот костюм на фото ниже — Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений. Эскиз Артура Ляндсберга (1905 — 1963). Под каждым листом даётся характеристика персонажа. После МАИ Артур Рэмович работал именно как театральный художник.

Мастера аналитического искусства.

Ниже — Андрей Сашин (1986 — 1965). Костюм начальника полицейского участка. 

Сашин (Васькин) Андрей Тимофеевич

3(15) июля 1896, д. Четовицы Духовщинского уезда Смоленской губернии – 7 января 1965 , Ленинград.

Живописец, график, театральный художник, ученик П.Н. Филонова

В документах Смоленской духовной консистории, в метрической книге записей родившихся в 1896 году и крестившихся в церкви села Тяполово Поречского уезда по Духовщинскому уезду зарегистрировано рождение Андрея.

В графах метрической книги «Месяц и день рождения» указано – 3 июля, крещен 4 июля, номер записи – 40. Родители: отец – Пречистенской волости деревни Четовицы крестьянин Тимофей Терентьевич, мать – Евдокия Ильинична» (фамилии всех не указаны Л.В.;Т.К.).

По свидетельству племянницы художника Ларисы Васильевны Минченковой (урожденной Васькиной) в семье Тимофея Терентьевича и Евдокии Ильиничны было 18 детей. Лариса Васильевна – дочь последнего ребенка этой семьи – Нины Тимофеевны (1918-1987). В свидетельстве о рождении Нины Тимофеевны родители указаны: отец – Васькин Тимофей Терентьевич, мать – Васькина Евдокия Ильинична.

Мастера аналитического искусства.

Сашин окончил церковно-приходскую школу; в 1915 собирался поступать Московское училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но был мобилизован. 1915 – 1917 в армии, рядовой. В июле 1917 служит в 185 полку в Нижнем Новгороде.

С 1918 (или с 1919) по 1922 в Красной армии (Западный округ), руководил Передвижным показательным (агитационным) театром при Смоленском Губполитпросвете.

В Петрограде с 1922 (по другим данным – с 1921). Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (ЛХПТ). Одновременно преподавал ИЗО в клубе Высшей воинской автоброневой школы. В 1923 пытался поступить во Вхутеин, но поступил только в 1924.

Учился в мастерской К.С. Петрова-Водкина. Окончил в 1927. (Дипломная работа «В сельсовет»). Член МАИ (объединение учеников Филонова «Мастера аналитического искусства») 1926-1930. В 1927 в составе группы МАИ исполнил 10 эскизов костюмов к постановке комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в Доме Печати. Режиссер И. Терентьев. (Все в собрании ГРМ, варианты в собрании Тиссена-Борнемиса, Швейцария).

Ушел из группы Филонова в результате раскола, но связь с учителем поддерживал и в последующие годы. В дневниках Филонова его имя встречается в 1931, 1934. Член АХРР (1929-1932). Член Союза художников (с 1932). Художник в клубе медработников (1928 -1929), руководитель кружка ИЗО при заводе «Красный путиловец» (1931), с 10 марта по 25 апреля 1934 преподавал рисунок в подготовительном классе бывшей АХ.

В дневнике Филонова есть запись от 19 ноября 1934 г.: «Сашин сказал, как прошлый год он был приглашен преподавателем в Академию, на подготовительные курсы. Он решил проводить наш метод от частного к общему не сразу, но постепенно. Но учащиеся, узнав, что он был мастером нашей школы, в первый же урок сами начали работать по-нашему, и ему пришлось пристегнуться к их инициативе. Так как они все время желали работать «по-филоновски», Сашин и вел с ними работу в этом плане, все время умеряя их пыл, чтобы ему не предложили уйти с курсов. Месяца через два-три он ушел с курсов добровольно, т.к. из-за нашей установки у него стали возникать трения с администрацией».

В 1931 художник участвовал в выставке «Художники в колхозах и на индустриальных стройках» в ГРМ. Вместе с другими филоновцами Павлом Кондратьевым, Евгением Кибриком подвергся критике и попал в ряды «классовых врагов». Работал в Ленизо (1929 -1941). YII. 1941 – YIII.1942 - в Горкоме художников. В августе эвакуировался из блокадного Ленинграда в Алтайский край. С 19 января 1943 до 14 октября 1943 – в армии; рядовой (мобилизован). В 1944 с сентября по декабрь в армии – вольнонаемный. Июль 1944 – декабрь 1945 преподавал в Нежинском политпросвет техникуме (Украина).

В 1945 году демобилизовался, жил в г. Нежине. С 1 августа 1945 работал преподавателем в Нежинском педагогическом институте им. Н.В. Гоголя. В январе 1946 вернулся в Ленинград. Работал художником в Художественном фонде и ЛенИЗО. После возвращения в Ленинград в 1946 году Сашин не участвовал в выставках до 1953, а затем ежегодно принимал участие в весенних и осенних выставках ЛОСХа.  В 1961 году по инициативе художника в с. Пречистое была открыта художественная галерея, в которую Сашин передал более сорока своих произведений и ряд работ ленинградских художников (живопись, скульптура, графика). После смерти Сашина в 1965 году его жена Надежна Николаевна Сашина - Лаврова передала наследие художника (около 800 произведений) в Смоленский музей-заповедник.

Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.
Прасковья Важова (1904 — 1979). Лето
Прасковья Важова (1904 — 1979). Лето
Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.
А. Сашин. Добчинский
А. Сашин. Добчинский
Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.

На фото ниже — эскиз задника. Режиссёром этой постановки стал Игорь Герасимович Терентьев , ученик Мейерхольда, создатель экспериментального театра в Доме Печати. Увы, обладатель в худшем смысле типичной биографии. 

Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.
Юрий Хржановский (1905 — 1987). Сибирские партизаны. 1927. Работа создана для выставки в Доме Печати.
Юрий Хржановский (1905 — 1987). Сибирские партизаны. 1927. Работа создана для выставки в Доме Печати.

У Юрия Борисовича Хржановского, наверное, самая хорошая из «филоновцев» творческая биография. Правда, через пару лет после выставки в Доме Печати живопИсь он бросил и подался в актёры. Много и успешно выступал, а потом «попал в телевизор» на озвучку. На пенсии вернулся к живописи. 

Николай Евграфов (1903 — 1941). Новая жизнь.
Николай Евграфов (1903 — 1941). Новая жизнь.

Николай Иванович Евграфов свой творческий путь начинал в Нижнем Новгороде. Переехав в Ленинград, «перекатился» по всей тусовке. До Филонова учился у Малевича. Потом начал подражать лучистам. При этом видимо, имел всё таки и хороший уровень классической подготовки, так как все 30-е годы получал заказы на оформления официальных праздников. И при этом продолжал «красить» абстракцию.  

Софья Закликовская (1889 — 1975). Композиция. 1926
Софья Закликовская (1889 — 1975). Композиция. 1926

Подробнее о Заликовской можно прочесть тут. После Ухода от Мастера занималась вполне традиционными вещами.

Эдуард Тэнисман. (1906 — 1941). Рабочий за столом.
Эдуард Тэнисман. (1906 — 1941). Рабочий за столом.

Работа создана специально для выставки в Доме Печати. Работа из собрания Музея истории СПб (там очень хорошая коллекция учеников Филонова). Честно говоря, имя Тэнисмана я впервые встретила на этой выставке. И имеющейся о нём информации принципиально меньше, чем о других. По сути — только упоминания. 

Алевтина Мордвинова (1899-1982). Казнь революционера. 1927 г.
Алевтина Мордвинова (1899-1982). Казнь революционера. 1927 г.

Для Алевтины Мордвиновой увлечение школой Филонова прошло абсолютно бесследно. Не смотря на страшные постреволюционные вещи — а в 1927 году память о реальной революции и гражданской войне была её жива — потом она занималась совершенно реалистичными вещами. 

Прасковья Важнова. Автопортрет. Первая работа в школе Филонова
Прасковья Важнова. Автопортрет. Первая работа в школе Филонова

А Прасковья Важова была более верна Мастеру. Её работ сохранлось много и все они сильно на любителя. В них видно влияние Филонова и не более того. 

Мастера аналитического искусства.

Дом Печати в то время находился на Фонтанке, в особняке Шуваловых, видимо, там, где сейчас музей Фаберже. Интересно, как весь этот Филоновский вселенский ужас сочетался с прекрасными дворцовыми интерьерами. 

Сам Филонов. Мастера Аналитического искусства.
Сам Филонов. Мастера Аналитического искусства.

Групповой портрет учеников, так сказать. Увы, пытаться играть в угадайки тут бесполезно. Да и не нужно. 

Софья Закликовская. Старый и новый быт
Софья Закликовская. Старый и новый быт

Панно было создано специально к выставке. Надо сказать, что, не смотря на явное влияние Филонова на учеников (или благодаря ему, фанатичному коммунисту), работа создана вполне в духе времени. Почти агитфарфор. Тут и агитаторы, и ГОЭЛРО и попы. И смотрится как комикс для продвинутых. 

Она же. Городской пейзаж
Она же. Городской пейзаж
Никорлай Евграфов. Гуляние
Никорлай Евграфов. Гуляние
Ксения Ливчак (1906 — 1988). В лесу
Ксения Ливчак (1906 — 1988). В лесу

Ливчак зарабатывала в основном фарфором

Мастера аналитического искусства.

Целая стенка посвящена портретам. Вполне реалистичным. 

так себя видел погибший Николай Евграфов.
так себя видел погибший Николай Евграфов.
Мастера аналитического искусства.

Татьяна Глебова. Автопортрет. В жизни была куда красивее. Одна из самых талантливых учеников Филонова. И одна из немногих, кто смог сочетать официальные заказ с аналитическим искусством. Что не просто: Филонов сам жил стоиком, и от других требовал. Этим он покорил. Но быть его последователями было непросто. 

Мастера аналитического искусства.

Сама Глебова происходила из дворянской семьи с давними артистическими корнями. Её предком был сам Фёдор Толстой, вице-президент Академии Художеств. Отец художницы, инженер, совладелец «заводов-газет-параходов» (в частности «Электросилы») был членом партии кадетов, приятелем Вернадского. Даже удивительно, что, происходя из такой семь (или же — именно поэтому?) Глебова пола по самому революционному и великому пути развития искусства. 

Мастера аналитического искусства.

К своему стыду я долго путала художницу Глебову и сестрой Филонова, которая Глебовой была по мужу.

А художница Глебова была замужем за великим Стерлиговым, учеником нелюбимого мною Малевича

Евгений Кибрик (1906 — 1978). Портрет Веры Кетлинской, первой жены
Евгений Кибрик (1906 — 1978). Портрет Веры Кетлинской, первой жены

Кибрик — самый знаменитый «филоновец». Лауреат Сталинской премии. Живописец, педагог и пр. Похоронен аж на Новодевичьем кладбище в Москве. Вера Кетлинская — литератор

Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.
Мастера аналитического искусства.

О Ксении Ливчак можно подробнее прочесть тут

Василий Купцов (1899 — 1935)
Василий Купцов (1899 — 1935) "Самолёт Максим Горький"

Василий Купцов — единственный из учеников Филонова, который не смог вынести приближения к вечному ужасу, который так остро ощущал их учитель. То ли ему не хватило силы духа, то ли он оказался талантливее и умнее остальных и из-за этого окончил свои дни трагичнее других. После его самоубийства работы художника были переданы в Псковский музей, где благополучно сгинули в годы Войны. Так что, видимо, в ГРМ и паре частных собраний показано всё, что осталось от художника. 

Мастера аналитического искусства.

Творческое наследие скульптора Иннокентия Суворова (1898 — 1947) тоже оказалось в значительной мере утраченным, только уже по совершенно непонятным причинам, которые нельзя списать на на репрессии, ни на войну. За год до смерти автора его мастерская была

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Не Волга впадает в Каспийское море, Волгоград стоит не на Волге, а на Каме, а в Каспийское море впадает река... Вишера. Новейшее открытие британских уральских ученых. Подробнее по ссылке . ...
новая цель для мира: - Маркс? - Марс! А учитель - Маск.. Upd. Хоп! У Маска меня заблочили.. Hi there! WHAT FOR do you think Musk' bureaucracy is blocking me? They don't SPECIFY what is wrong to their "special" mind but just pile out some crazy references to their OWN docs.. Это ...
     Никогда не постил подобные картинки, но эта уж больно понравилась... ...
Ту́рошчуса — венгерское блюдо из сваренного в воде теста с творогом и копчёным шпиком. Túrós csusza дословно переводится, как «творожные кусочки». Вместо теста можно использовать любые макаронные изделия. Необычно, но вкусно. Ингредиенты: 200 гр варено копчёного бекона 200 гр ...
Сталик Ханкишиев и азербайджанские повара готовят на природе, на пикнике, особые шашлыки - купаты и кусабы, хан-кебаб и люля-кебаб, а так же лаваш и кутабы. НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ ПОДРОБНОСТИ! Подробный рецепт: stalic.lj.ru/765474.html Летом 2008-го года Сталик Ханкишиев ...