"Мастер и Маргарита" в очередной неудачной экранизации
jeka_jj — 29.01.2024Однажды Георгий и подрастающее поколение смотрели в кинотеатре новый фильм "Мастер и Маргарита". После титров они вышли на пустую улицу. Пробило полночь.
Падал снег.
- И как тебе? - спросило поколение.
- Красиво снятое дорогое кино с прекрасной игрой актёров, - сообщил Георгий. - Мне абсолютно не понравилось.
Это кино не по Булгакову, а по мотивам Булгакова ( о чём честно сообщается в титрах). От Михаила Афанасьевича там - от силы 20 %. В сталинской альтернативной Москве (там построены все здания, что замышлялись, включая огромный Дворец Советов) должны ставить пьесу "Пилат". Однако, её снимают с показа. Пьесу громит критик Латунский. Берлиоз кается, что опубликовал в журнале, Алоизий Могарыч предлагает собрать митинг протеста, но никто не приходит. Драматурга арестовывают по 58-й статье "антисоветская агитация", помещают в психушку, он совершает самоубийство. Параллельно у него роман с Маргаритой, и всё вертится вокруг них. Он знакомится с таинственным иностранцем, говорящим по-немецки. Под конец писатель уже сам не может отличить - где его книга, а где явь - они сливаются в единое целое.
Никаких "осетрина бывает только первой свежести". Никаких "а что это за шаги такое на лестнице? А это нас арестовывать идут. Аааа, ну-ну". Никакого Иуды из Кириафа. Линия Пилат-Иешуа вообще идёт вскользь, две с половиной сцены по пять минут. Никакого Никанора Иваныча со "сдавайте валюту". Никакого "ты не похож на архиерея, Азазелло". Никакого "всё кусается...кушай, Бегемот". Никакого "вы, ээээ, дайте нам вообще закусочку, ээээ". Никакого "позволил бы я себе налить даме водки? Это чистый спирт!". Никакого вампира Варенухи. Почти НИЧЕГО. Есть великий бал у Сатаны, есть сцена на Патриарших, есть варьете с сеансом чёрной магии (где Коровьев косплеит Джокера), И на этом - практически всё. Данное творение - режиссёра, а не Булгакова. Фирменный булгаковский юмор исчез от слова совсем.
Предвидятся страдания сталинистов - как снова за госбюджет сняли поклёп на дивного Сталина. Антисталинизма в фильме и верно много. Это и критик Латунский, клеймящий чуждые тенденции в пьесе Мастера, и раскаяние Берлиоза (чего у Булгакова не было), и истеричный энкаведешник на допросе (чего тоже не было), и чудящиеся Мастеру три креста с распятыми во дворе Лубянки. В конце сталинская Москва и вовсе погибает среди взрывов и пожаров, а Мастер и Воланд смотрят на пламя. Либеральная пресса захлебнулась в восторге рецензий, оно и понятно - покажи сталинские репрессии в "Холопе", они бы и его хвалили. Сталинисты же не вспомнят, что роман Булгакова - умная, тонкая и смешная антисоветская и антисталинская сатира.
Мало кто упомянул, что режиссёр "Мастера и Маргариты" Михаил Локшин: сын американского доктора Арнольда Локшина, фанатичного коммуниста, в 1986 году сбежавшего из США в СССР. Может, поэтому в кино перебор с актёрами с Запада. Воланд немец, Пилат датчанин, Иешуа голландец. Аугуст Диль играет Воланда изумительно, и это лучший Воланд, что я видел. Колокольников в роли Коровьева прям очень хорош. Кот Бегемот убог компьютерной графикой. Цыганов изображает Мастера стерильно, он во всех фильмах одинаков. Снигирь совершенно голая, мне этого достаточно. Сцены великого бала Сатаны, пролёта Маргариты над ночной Москвой, шоу в варьете сняты потрясающе. Если бы весь фильм был снят в таком ключе - это была бы лучшая экранизация Булгакова. Но режиссёр решил, что он художник, он так видит. А со зрением у него проблемы.
Видимо, Георгию так и не дождаться нормальной экранизации "МиМ". Эта уже третья, которая неудачна. Но бюджет она окупит, тут нет сомнений. А победителей не судят.
Вернув поколение бывшей, Георгий двинулся к метро. В лунном свете рядом с ним незримо шагал другой человек. «Боги, боги, какая пошлая экранизация! - произнёс Георгий. - Но ты мне, пожалуйста, скажи, ведь её не было! Молю тебя, скажи, не было?" "Ну, конечно не было, — ответил тот хриплым голосом, — тебе это померещилось».
Георгий посмотрел на него, и довольно улыбнулся.
© Георгий Зотов
* Орфография и пунктуация автора бережно сохранены.