Мастер и Маргарита 2023
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Итак, ещё одна экранизация, возможно, главного романа русской литературы XX века. Фильм понравился по нескольким причинам.
Во-первых, дивный микс Мастера и настоящей биографии
автора, то есть самого Булгакова. Писатель гуляет по Москве,
работает в театре, выглядит и одевается как реальный Булгаков. Его
травят советская власть и пресса, снимают постановки, запрещают
работать, как это было с Булгаковым. Возникает удивительное и
уникальное ощущение, что ты переместился на машине времени и как бы
приятельствуешь с писателем, ходишь рядом, общаешься, видишь, как
постепенно его уничтожает система, а потом предаст мнимый друг
Алоизий Могарыч (известно, что на Булгакова стучали в НКВД его
близкие друзья). Выброшено очень много сюжетных линий романа в
пользу булгаковской биографии, а значит, не отвлекающие от неё, и
добавлены некоторые моменты, которых не было в романе. Это не
только не повредило фильму, наоборот, привнесло тот самый привкус
личного знакомства.
Лучший Мастер из всех экранизаций, впервые не плоский, скучный и
ходульный персонаж.
Во-вторых, параллельная реальность. Что бы было, если Германия не напала на СССР, продолжала сотрудничать, и друг всех физкультурников полностью бы закончил перестройку Москвы в стиле образцовой столицы победившего социализма, с гигантоманией, сталинским ампиром и конструктивизмом? Как в свое время это сделал барон Осман с Парижем под покровительством Наполеона III. Патриаршие пруды в стиле имперской канцелярии Третьего рейха, дома, улицы и построенный Дворец Советов — новая, давлеющая над городом доминанта, завершающая точка. Воплощенная в камне утопия.
![ÐÑÐ¾ÐµÐºÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑаÑада ÐвоÑÑа СовеÑов. ÐÑÐ¾ÐµÐºÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑаÑада ÐвоÑÑа СовеÑов.](/images/main/master-i-margarita-2023-613c3d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/chatlanin/691606/232408/232408_original.png)
В-третьих, Воланд. Его играет немец, настоящий — Аугуст Диль
[August Diehl], причем в полном расцвете мужских сил. А значит, нет
стариковской немощи (не верю!) и натужных попыток русского играть
иностранца (не верю!-2). Диль органичен в роли иностранного
консультанта, выглядит как иностранец, одевается как иностранец,
ходит как иностранец, очень естественен и постоянно сбивается на
привычный немецкий, потому что его носитель, привет Мефистофелю.
Лучший Воланд из всех экранизаций. Кстати, Пилата играет тоже
европеец — датчанин Клас Банг [Claes Bang] — и это тоже помогло
фильму с нужной ментальностью персонажа.
Свита профессора не подкачала. Азазелло с видом то ли Муссолини, то
ли штурмовика Рёма — одним словом, настоящий коричневорубашечник из
фашистской партии Италии или Германии, с учётом того, откуда все
прибыли — отличный отсыл к эпохе 20-х и 30-х.
Момент необычный. Коровьев в роли злого клоуна-убийцы: макияж,
велосипедики, прическа, колпаки, фальцет и инфернальное зло,
абсолютно из западноевропейской сумрачной ментальности, их мифов,
ужасов и городских легенд. Но такое прочтение принимается. Почему
бы ему не быть таким? Это же бесы, всё-таки.
Башаров сыграл Стёпу Лиходеева так, как сыграть может только он один. Браво!
Чего не хватило? Превращение свиты Воланда в её реальный облик и полёт над Москвой. Бегемот почему-то так и остался котом. Жаль, это был красивый и очень важный момент — клоуны и громилы превращаются в пажей и рыцарей сатаны. Под конец началась какая-то совсем фантасмагория, но ладно, пускай. Черти так черти. А вот зачем Москву сожгли? То ли намёк, что Рим сожгли тоже они, науськав Нерона, то ли то, что эта альтернативная реальность больше невозможна, и мы возвращаемся в свою, со Второй мировой войной и недостроенной столицей победившего пролетариата. Не знаю.
Тем не менее, фильм очень хорош. 9 из 10.
|
</> |