Массовый психоз «массовой измены»
novayagazeta — 01.02.2015 Сколько наших дедов и прадедов были расстреляны или отсидели за «измену Родине» по статье 58 УК РСФСР 1922 года? Миллионы. То есть мысль о возможности «измены Родине» как массового явления усвоена нами «генетически». В реальности это массовый психоз, «ген шизофрении» с сопутствующим провалом в логике: ведь если Родине изменяют столь массово, то где наша Родина?Лишение свободы за «государственную измену» (или «шпионаж»)
матери семерых (пусть трое — приемные) детей Светланы Давыдовой из
Вязьмы — означает взгляд на «измену Родине» именно как на массовое
явление. Симптомы паранойи возникли в конце 2012 года, когда Дума
расширила ст. 275 УК РФ («Государственная измена»), включив в нее
всякие «иные действия» в том числе и не специальных субъектов. Ну а
сегодня, по данным опросов интерактивных СМИ, домохозяйку из Вязьмы
готовы считать «изменницей» до 80 процентов откликнувшихся
сограждан.
Очаг эпидемии паранойи, несомненно, находится в ФСБ, где, наверное, искренне верят в эту картину. Если исходить из предположения, что в спецслужбах узнали о звонке Давыдовой в посольство Украины непосредственно в момент звонка (а как еще?), то 9 месяцев (тоже символический срок для матери 2-месячного ребенка) ее «вели», прежде чем отправить в «Лефортово». С апреля по январь спецслужбы уже узнали о ней все. Наверняка им было известно и о дневниковых записях, которые, оказывается, вела эта добрая женщина, одно время считавшая себя коммунисткой. Одна из записей, сделанная в апреле, фиксирует разговор о передвижении военных, случайно услышанный Давыдовой в маршрутке (ее цитирует по протоколу обыска побывавший в Вязьме журналист «Медузы»).
Этот «приобщенный» дневник — лучшее доказательство невиновности: настоящие шпионы не держат такие записи в ящике стола. И эти настоящие шпионы (которые, наверное, есть) должны чувствовать себя вольготно, пока спецслужбы охотятся за привидениями «массовой измены».
В марте прошлого года (чуть раньше, чем единомышленница из Вязьмы пошла на свой риск) в зале Библиотеки иностранной литературы собрался первый «Конгресс интеллигенции против войны»: в логике «дела Давыдовой» — все изменники как на подбор.
В прошлую пятницу, назавтра после того, как интернет взорвался историей «смоленской шпионки», в том же зале «Иностранки» Комитет премии им. отца Александра Меня вручил ее советнику президента РФ и председателю СПЧ Михаилу Федотову. Вполне заслуженно. Однако если бы мы просто поздравили друг друга с этой премией, зная, что Светлана Давыдова сцеживает в это время грудное молоко в камере «Лефортова», отец Александр, наверное, нас бы не понял.
Поэтому, не спрашивая разрешения Федотова, мы составили (как сумели, с учетом того, что знаем) коллективное обращение на имя генерального прокурора РФ и пустили его по рядам. Первые десятки подписей собраны еще в «Иностранке». Обращение открыто для подписания на сайте «Конгресса интеллигенции», но его можно подписать также и через сайт «Новой».
С 22 января, когда судья Лефортовского суда Елена Галиханова (история должна знать это имя) отправила Давыдову в камеру СИЗО, следователь Михаил Свинолуп делал все, чтобы не подпустить к ней ни одного адвоката, кроме им же назначенного Андрея Стебенева (эта фамилия тоже важна для истории).
Скорее всего, следствие, шантажируя Давыдову и ее мужа детьми, склоняет «шпионку» к сделке: в обмен на признание вины ее могут даже и отпустить к детям.
Тогда Свинолуп предстанет еще и гуманистом, а возможности защиты будут крайне затруднены.
Массовому психозу «массовой измены» должна быть противопоставлена стойкость тех пускай 10 процентов от «массы», которая сохраняет здравый рассудок и здравое неприятие войны. Массовые репрессии в СССР — это было совсем недавно.
Леонид
Никитинский
обозреватель «Новой»,
член Совета по правам человека при президенте РФ
|
</> |