Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

топ 100 блогов bednenkiy28.10.2013 В районе Прибрежного олимпийского кластера очередной шторм с далеко не самыми выдающимися характеристиками волнения снова изрядно потрепал не только возведенные объекты инженерной защиты Имеретинской низменности Сочи, но и строения расположенные за ней, стало быть защищенные. Происходит это, а также будет происходить и далее по целому ряду факторов, влияние которых на территорию в совокупности оказалось, по всей видимости, объективно недооцененным не только на стадии проектирования, но и после разрушения первой очереди строительства.

 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Стадионом данный подводный каньон, название которого я впервые встретил в карте, полученной в рамках исследования ООО "Инжзащита", обозначен таким образом, видимо, по причине непосредственной близости к Большой Ледовой Арене:

11.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Кроме того, о проницаемых блоках. Если до 2012 года изготовленные блоки проходили хотя бы какой-то ОТК и всего таких изделий предполагалось использовать 21160 штук:

12.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

То после 2012 года, по всей видимости, в целях общей экономии или ввиду выявленной неэффективности ни о какой "проницаемости" уже речи не идет. Отливают кубы как обыкновенные МБФ, 21160 сегментов труб, видимо, закончились, или средства на них уже полностью израсходованы. Изначально планировалось заполнение этих труб в блоках галечником фракции 10-120 мм, во избежание травматизма прогуливающихся по откосу, но теперь отчего-то льют уже просто так, без труб. ФАУ "Главгосэкспертиза России" одобрила т.н. гибкий ковер из блоков:

13.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Пожалуй, впервые за всю историю берегоукреплений на черноморском побережье были применены лестничные сходы из каких-то сборных железобетонных ступеней, а не монолитный провибрированный бетон марки не ниже B-25, и после первого же с момента укладки шторма совершенно закономерный результат:

14.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Если абстрагироваться от вопроса, зачем гребню дамбы берегозащиты из отлитого на месте качественного монолитного железобетона декоративная отделка вообще, то можно поинтересоваться, как у строителей получилось испортить главное маркетинговое свойство древесно-полимерных композитов - совершенство в деталях. При правильном монтаже ни винтов, ни отверстий от них. Но тут иное видение. Кстати, их оторвало повсеместно:

15.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Наибольшие разрушения набережная получила в районах Большой Ледовой Арены и Олимпийской деревни. Так же, как и в прошлый раз, был полностью затоплен городок строителей, откуда их по привычке эвакуировали в течение всей последующей ночи на экскаваторах и другой тяжелой технике:

16.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Почвенный слой смыло, зеленые насаждения выкорчевало, территорию затопило. Инженерная берегозащита справилась на отлично:

17.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Напротив Олимпийской деревни - будущего курорта Сочное, проект которого реализуют структуры Олега Дерипаска, ростверк упора было решено защищать отчего-то разными способами. Частично - углублением монолитного основания, о необходимости которого в рамках подобного проекта предупреждали еще задолго до начала каких бы то ни было работ вообще, после первого обнародования затеи. Частично - отсыпкой крупной скальной породы, в условиях интенсивной безвозвратной потери пляжного материала в устьях каньонов крайне малоэффективной:

18.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Штормовое волнение также преодолело защитное сооружение, размывая тыловую сторону дамбы, засыпало дорогу:

19.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

В месте примыкания берегозащиты к новому морскому порту Имеретинский в створе каньона Новый и было снято ночное видео (в отсутствие источников света). Наблюдался перехлест сооружения, разрушение забора и беспрепятственное поступление большого объема воды на территорию Олимпийской деревни. Следует отметить, что прошедший шторм не обладал выдающимися характеристиками совершенно, а высота волны в данном месте превышала общие показатели по городской береговой черте исключительно ввиду усиления деградации пляжной полосы и наступлением на береговую черту активизировавшегося подводного каньона, рост которого обусловлен перекрытием поступления материала из реки Мзымта в должном объеме в связи с постройкой портового сооружения. Обратите внимание, что о проницаемых блоках на данном участке также речи уже не идет.

Уверенность проектировщиков в том, что "все обойдется" в период проведения грядущих Олимпийских игр, строится в основном на моделировании волнового режима побережья Имеретинской низменности, где рассчитывается вероятность повторяемости с частотой 10, 25 и 50 лет. Шторм, аналогичный по своим характеристикам приведшему к разрушению нового морского порта Имеретинский на стадии строительства, по данной модели повторяется раз в 10 лет. Но бывают исключения - шторм, значительно превосходящий его по силе, обрушивался два раза за один месяц 1987 года и повторился в 1989, что как бы намекает на эффективность подобного прогнозирования в целом.

При прохождении более мощного шторма разрушения береговой инфраструктуры неизбежны, а практика работ по укладке крупных и средних  осколков скальных пород в полосе прибоя показала, что при неудачном направлении волны и достаточном напоре они превращаются в мощное стенобитное орудие, неоднократно доказавшее свою эффективность на разрушенных ныне строениях по улице Голубой, т.е. опасность разрушения возрастает:

20.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Как и в прошлый раз, но уже в створе другого каньона - Рыбачий- разрушены плиты набережной, дамба размыта, ширина пляжа сократилась на несколько метров:

21.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

В качестве примера приведу место, где на стадии погружения свай наглядно можно продемонстрировать расстояние, которое было решено отвоевать у моря относительно общей длинны тела естественным образом сформированного пляжа, под, надо полагать, эффективную хозяйственную деятельность, от расположения старой дамбы:

22.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Соответственно, уже к третьему по счету от начала возведения значительно удешевленной конструкции, с заменой проницаемых бетонных блоков на банальную дорожную плиту, шторму она была разрушена на приблизительно 65-65% ширины основания по состоянию на 20 октября:

23.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Из-под монолитных пандусов и лестничных маршей, предусмотренных прошедшим государственную экспертизу проектом, полностью вымыто грунтовое основание. Все, кроме монолитного ростверка и свай, деформировано или разрушено:

24.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Первые серьезные проблемы с береговой чертой черноморского побережья города Сочи возникли в пятидесятых годах прошлого века как проявление влияния совокупности антропогенных и естественных причин.

Проблемы сегодняшние - суть безответственное отношение к инженерным изысканиям, лежащим в основе изображенного на фотографиях инженерного объекта Шрёдингера, и строящегося и разрушающегося одновременно, а также циничное игнорирование проблем известных любому сочинскому строителю.

Примечательное фото, позволяющее визуально оценить объем поступающего грунта, сделано в сороковых годах, во время Великой Отечественной Войны, одним из бортов фашистских военно-воздушных разведывательных сил Reichswehr - Luftwaffe, занимавшихся аэрофотосъемкой адлерского аэропорта. До момента начала ударных сочинских строек остается совсем недолго, но этот исторический кадр наглядно демонстрирует нам, каким именно должен быть и был естественный пляж от устья реки и далее. Ширина достигает двух сотен метров, устье широкое, а намывная коса полукилометровой длинны:

25.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Затем, поскольку материал был крайне доступен, а последствия в отдаленной перспективе представлялись смутно, началась выборка песчано-гравийной смеси в колоссальных объемах. К примеру, весь Адлерский Курортный городок, большая часть санаториев и даже железнодорожный вокзал построены на отсыпке и с применением грунта из Мзымты. Вторым значимым событием стало обрушение скал в скальном участке старого Краснополянского шоссе (фото обвала, современное состояние), не только приведшее в образованию т.н. Краснополянского озера на данный момент полностью засыпанного твердым стоком реки, но и на долгое время перекрывшее поток этого же твердого стока. Также немаловажную роль сыграло зауживание берегов реки в нижней части, а именно на участке от международного аэропорта Сочи (AER) до места впадения в море.

Именно совокупность антропогенных факторов: выборка грунта в промышленных масштабах, зауживание русла и строительство первого морского порта Сочи - катастрофически повлияло на размыв береговой черты. В районе напротив Адлера наблюдался размыв до древних оснований, глин и суглинков. Были созданы научные организации деятельность которых была полностью посвящена изучению данной проблематики.

К примеру, в Черноморской лаборатории научно-исследовательского центра морских берегозащитных сооружений с 60х годов активно занимались проблемой размыва адлерского мыса и Имеретинской бухты, сформированных по сути наносами больших рек, резко обострившейся после строительства первого сочинского морского порта, перекрывшего поступление этих самых наносов со стороны реки Сочи. За более чем сорокалетний период опытным путем, как на многих экспериментальных площадках, так и в ходе реализации типовых проектов, приобрели колоссальный опыт в защите территорий.

Начав с противопоставления силы стен бетона ударной силе волнового воздействия, а в районе Батуми можно и сейчас найти разные типы поваленных конструкций, позволяющих отследить эволюцию применяемых конструктивных решений, пришли к пониманию значимости основного тезиса в итоге взятого на вооружение, доказавшего свою практическую эффективность теперь уже неоднократно —, пляж основной элемент защиты берега.

Использование разных типов стен в акватории Черного моря порождало отраженные волны, неминуемо размывающие тело пляжа, а следом подмывающие основание стен и впоследствии разрушающие оные. В связи с этим все дальнейшее строительство защиты берегов под руководством Александра Михайловича Жданова, основателя лаборатории морских берегозащитных сооружений, сводилось к обеспечению устойчивости волногасящей пляжевой полосы, потому что именно гибкий, пластичный пляж, динамически меняющийся в зависимости от характеристик волнового воздействия, естественный ли, искусственный ли, наиболее интенсивно рассеивает и поглощает прикладываемую энергию; в то время как взаимодействие волн с жестким укреплением процесс размыва, собственно говоря, ускоряет.

Конечно же, несмотря на колоссальный опыт и здравые идеи, не стоит переоценивать советское берегозащитное зодчество. К примеру, на этом кадре, датированном приблизительно 1988-1989 годами, хорошо видно уже не только порядком сократившийся пляж, но и совершенно свежую насыпную дамбу. Как она строилась.

Действительно, ситуация была близка к критической: несколько сильных штормов на фоне активной абразии морского берега заставили предпринять срочные меры. Были призваны серьезные ресурсы организации, занимавшейся на юге страны противооползневыми и берегоукрепительными работами, которая ловко придумала заработок на фоне общего тренда хозрасчетов. Как вы уже поняли из повествования, песчано-гравийная смесь, песок, гравий и инертные материалы вообще местная золотая жила. Огромные ямы на месте домов переселенческого фонда, изъятого под нужды строительства при подготовке к проведению Зимних олимпийских игр, - тот же выбор песка для строительных целей. Так что да, в олимпийских объектах он тоже есть. А тогда, в советское время, строительные организации готовы были браться за любой подряд в Нижней Имеретинке, руслах рек и других местах с земляными работами даже бесплатно, лишь бы вывезти так называемый балласт. Работа по отсыпке дамбы по выгоде затмила даже работы по "расчистке русел рек". На всем протяжении прибрежной полосы песок и щебень был выбран на глубину не менее шести метров. На его место была завезена сопутствующая известняковому камню Каменского карьера глина и крупные обломки породы, не особо любимые камнедробильными машинами того времени. Жуликов хватало во все времена.

В общем и целом размен грязи на золото прошел на отлично. И хотя камни впоследствии сыграли злую шутку при разрушении домов на улице Голубой, учитывая, что данные земляные работы в цели своей полностью соответствовали тезису о правильной берегозащите как сооружении, основной задачей которого является сохранение ширины пляжа, в совокупности с мораторием на объемный выбор балласта из рек привели к стабилизации пляжевой полосы на полтора десятилетия, до нового витка строительства и беззакония середины девяностых. Но самое главное, это советская смекалка. Нужная дамба обошлась государству чуть менее чем в ничего, а если какие-то платежи и переводы в архивах и найдутся, не сомневайтесь, непосредственно на участке работ их не видели, жили с другого:

26.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Кроме того, наряду с антропогенными, есть еще один фактор естественного происхождения. Уникальность участка данного междуречья, отличающая его от любого другого участка черноморского побережья России заключается в адском перепаде глубин и характере сложения берега. Глина, суглинки, донные отложения и прочий вынесенный реками спрессованный древний хлам. Никаких коренных пород, скал и даже просто по-настоящему больших камней, вследствие чего осыпи и каньоны. Каньоны, при недостаточном поступлении породы "с материка" начинающие активный рост. Достаточно взглянуть на карту. Наглядно. Большая ледовая арена для хоккея с шайбой полностью скроется под водой напротив мыса Константиновский в ста метрах от берега. В трехстах метрах от берега можно будет поставить три Больших ледовых арены одну на другую и никто на поверхности этого не заметит. Так вот, основой квазистабильности системы является бесперебойное поступление грунта из рек:

27.



 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Интересно, что при отсутствии хищнического выбора грунта из реки объем твердого стока настолько велик, что всего за несколько месяцев помимо наполнения приустьевого каньона, происходит намыв выдающихся в море массивов, превращающих устье реки в озеро, площадь которого позволяет кайтерам свободно кататься без волнения поверхности во время штормов на море. Фото сделано в нулевых годах, на новейший тогда Canon 400D:

28.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Когда хищническая выборка грунта в русле реки возобновлялась, автоматически каньоны брали свое и брали немало, что характерно достаточно быстро (к примеру, рыбаки ставят сеть на камбалу, а камбалы нет, т.к. грунт из-под середины сети "чуть ушел вниз", и камбала прошла в щель), пляж уменьшался на глазах со скоростью нескольких метров за полугодие. Нижеследующая фотография примечательна в первую очередь тем, что столица Зимних игр уже определена, вот  вот начнется строительство. Небольшая бухта - створ активизировавшегося каньона Новый. Возвышение и вал, на котором припаркован автомобиль, - остатки построенной в конце восьмидесятых годов прошлого века, но не обновляемой впоследствии по понятным причинам дамбы. Терриконы  на заднем плане - с особым цинизмом выбранный из русла реки Мзымта грунт, который уйдет, внимание, на отсыпку части портовых сооружений и прочие околопортовые нужды. Того самого порта, который сыграет роковую роль в деле берегозащиты:

29.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Как это работает. Основная масса галечника и песка с пляжа, сформированная твердым стоком рек, или аллювий иными словами, теряется с пляжа. Частично безвозвратно сползает в каньоны, при этом чем меньше на склоне аллювия, тем быстрее сползает. Частично влекомое основным черноморским течением, усиливающимся до 1-2 м/с в зоне прибоя, уносится формировать пляжи в признанной ограниченным контингентом стран республику Абхазия вдоль берега. Море подступает к и без того ущербному до крайности объекту инженерной защиты, подмывая под плотными и тяжелыми кусками скальной породы, после прошлых разрушений, сложенных перед берегозащитой в надежде предохранить от размыва сложенными перед ростверком,  мягкий и податливый галечник. Как мы помним, скальной породе опираться не на что, она погружается вниз, в песок. Ростверк оголяется, вода размывает основание берегозащиты. Profit? Помимо "отвоеванной" у моря посредством заступа на и без того истощенный пляж площади территорий, полагаю, средства на аварийно-восстановительные работы. Постоянно.

Например, участок строго напротив главного с февраля месяца Олимпийского Стадиона Фишт. С виду все в порядке.  

30.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Но только под данным участком можно гулять, просвет вымытого грунта на всю высоту конструкции. Да, именно в этот среднестатистический шторм строение фактически разрушено, теперь, как и в прошлый раз, требуется полный демонтаж конструкции, восстановление основания и сборка вновь. Только в прошлый раз на это ушло больше четырех месяцев, а сейчас остался 101 день.

Верховой откос из сборных проницаемых железобетонных блоков с точки зрения инженеров-проектировщиков наиболее эффективных на участке напротив каньонов Новый и Константиновский, где наиболее разрушительно волновое воздействие, висит в воздухе, опираясь только краями. Иную опору размыло.

К сожалению, фонарь LedLenser M7R не "достал" до конца размыва на данном участке берегозащиты:

31.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Со стороны моря экскаватор засыпал ростверк еще мокрой галькой с глубины, на которую мог достать, дабы со стороны видно не было, но ушлый блоггер нашел- таки дыру и залез в конструкцию осмотреть впечатляющий масштаб очередного размыва:

32.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Ближе к верхней части:

33.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Теперь о самом главном. Про деньги. Оба этапа строительства, я так понимаю, не учитывающие стоимость аварийно-восстановительных работ, обошлись источнику финансирования – средствам полученным из федерального бюджета в качестве имущественного взноса Российской Федерации на обеспечение деятельности ГК «Олимпстрой», т.е. федеральному бюджету непосредственно ни много ни мало в:

34.
 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

+

 Масштаб очередного разрушения инженерных сооружений берегозащиты Имеретинской

Теперь немного про порт международный сочинский Имеретинский, конструкция которого, так же скажем прямо, не совсем в полной мере соответствовала местной специфике.

Изначально портов собирались строить портов аж два, первый силами первого частно-государственного партнерства со структурами Олега Дерипаски, второй силами турецких инвесторов, оба два были настолько необходимы для подвоза материалов для строительства олимпийских объектов, что обошлись, внимание, без них. Напомню, что из-за недозагрузки Олимпстроем мощностей порта он в сплошном убытке.

От второго при активных выступлениях на митингах, народных сходах и просто в рукопашных с местными жителями, прекрасно понимающими перспективы, стало быть, отказались. Тем более, что там планировалась мутная-премутная безвозмездная передача в долгосрочное пользование этим самым туркам и порта, и припортовых земель.

Но основной вред от всей этой портовой суеты совсем не сиюминутный финансовый, нет. Система намного сложнее. Вспомним о каньонах и размыве берега, а также об источнике поступления аллювия на пляж - реке. Место для строительства порта выбиралось не из рациональных соображений, хотя скорее даже не из логичных. Напомню, что олимпийская деревня, также притопленная штормом, есть часть постолимпийского наследия в виде курорта Сочное. Апартаменты, квартиры, вид на море и... ...первая на юге России марина для яхт в переоборудованном морском порте. Опция ткскзть, парковочное место для яхты. С настолько неудачным конструктивом и туманными перспективами, что от нее даже пытались избавиться и судясь с Олимпстроем, и грозя передачей ему на баланст безвозмездно. Однако для будущего формирования береговой черты практически точка. Порт по состоянию на сейчас полностью перекрывает своим телом поток вдольберегового переноса, твердый сток реки Мзымта полностью уходит в каньоны Мзымтинский, Мзымта-Западный, Мзымта-Восточный и, возможно, при благоприятном стечении обстоятельств доберется до каньона Кальмар, благодаря которому мы могли видеть феерический пролом в моле строящегося порта после разрушительного шторма.

При проектировании берегозащиты был проигнорирован исторический опыт в практически полном объеме. Происходящее на побережье ранее учитывалось весьма странным образом, т.к. выводы и практические методы исключения критических ситуаций утопичны по своей сути. К примеру, основной расчет был сделан на искусственное восполнение береговой черты. 25 000 кубометров предполагалось привозить на имеретинский пляж каждый год. 2 500 камазов ежегодно предполагается где-то брать и отсыпать в море из-за организации удобной стоянки для яхт частных апартаментов. По расчетам, вроде бы как бы и должно хватить, но по тем же расчетам берегозащиту не должно было смыть еще на этапе строительства. Мы получили наглядное пособие, как экстраполировать опыт дорожников по пожизненному обеспечению себя работой в колоссальных масштабах: получить вечный доступ к песчано-гравийной смеси Мзымты и вывозу его в неизвестном направлении, так как иных мест по обеспечению таких объемов нигде нет; навечно загрузить производственные мощности работой, а при отсутствии оных их организовать; освоить любые бюджеты, ведь федеральный скоро уходит и расходы по возобновлению кубатуры лягут на город; всегда иметь шансы получить подряд на аварийно-восстановительные работы. Честный бизнес, ничего личного.  


 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сейчас прочитал в крымско-татарском интернет-издании QHA статью о том, что знаменитый актер и не менее знаменитый блогер Станислав Садальский решил подать в суд на газету Авдет, которая обвинила актера в татарофобии. И все началось со статьи в блоге Станислава, которое он дал после ...
Я очень люблю красивые самолёты и с удовольствием летаю на них, даже если они совершенно не нужны и говнявы. Сейчас я грызу очередную порцию красивых кактусов - Do.335 и Ta.152C. И вот оцените ситуацию. Бой где-то 7x7, воздушные РБ. Я на стоковом Do.335A-0, против меня типичная советская ...
1. Шесть месяцев ушло у создателей фильма на то, чтобы получить разрешение на съёмки на Красной площади…  Это был первый иностранный экшн -фильм, удостоенный такой «чести». Именно из-за бюрократических сложностей большинство сцен было отснято не в СССР, а в Венгрии… . 2. А ...
Короче, несмотря на закупленные заранее подарки для всех родных - 28го декабря жизнь постучалась в дверь в виде звонка отца. Сдох грёбаный пылесос, не осилив и 3 лет. Т.к. отец после операции, а мать не в счёт - я сказал, что заеду 30го к ним поздравлю и заодно привезу новый пылесос. ...
Этот человек "заводит" болельщиков нижегородского Торпедо. "Пошумим" - его второе имя) Наконец-то прервали серию поражений и выиграли ...