Масловка: как в Москве появился советский Монмартр

топ 100 блогов ansari7521.05.2024

В конце 1920-х в Москве  началось строительство первого дома для художников , а вскоре на улице Верхняя Масловка появился целый городок из четырех зданий. Сын художника Аминадава Каневского Владимир писал, что в этом месте царило «ощущение единства, ощущение собственного города». Мы прочитали новую книгу Василия Демина, Татьяны Пластовой и Николая Пластова «Масловка. «Городок художников» и рассказываем, кто и как создавал творческое поселение для советских живописцев , графиков  и скульпторов .

Советский Монмартр на Верхней Масловке

Масловка: как в Москве появился советский Монмартр

В 1920-х многие художники остались без стабильного заработка, их усадьбы национализировали, мастерские закрыли, а квартиры уплотнили. В кругах живописцев и графиков появилась идея — построить в Москве  кооперативный дом, в котором можно было бы спокойно заниматься творчеством и развивать советское искусство.

Первое собрание по этому вопросу провели в 1926 году участники Ассоциации художников революционной России (АХРР) . Инициаторами выступили Павел Радимов, Федор Антонов, Борис Иогансон, Евгений Кацман и Виктор Перельман.

Когда Радимов и Кацман стали просить в Моссовете мастерские, их просьбу отвергли. За художников вступились наркомы Луначарский и Бубнов, согласившиеся, что, несмотря на полную разруху в стране, идея эта замечательная. При повторном голосовании приняли решение строить дом художников с мастерскими.

Татьяна Хвостенко. «Вечера на Масловке близ Динамо»

Для строительства дома АХРР правительство выделило миллион рублей и участок на северо-западе Москвы — в Петровском парке , на месте сгоревших павильонов кинофирмы «Межрабпомфильм». С одной стороны от здания находилась Военно-воздушная академия Рабоче-крестьянской Красной армии, а с другой — стадион «Динамо» .

Дом по адресу Верхняя Масловка, 15 (сейчас — Верхняя Масловка, 9), стал первым в городке художников. Есть версия, что его спроектировал архитектор Юрий Герасимов, так указано и в реестре памятников. Однако в журнале «Строительство Москвы» в 1929 году автором проекта назвали молодого архитектора Леонида Савельева, ученика Алексея Щусева А имя Герасимова в той же статье даже не упомянули

Масловка: как в Москве появился советский Монмартр

Здание в популярном тогда стиле конструктивизм  строили с 1929 по 1931 год. Пятиэтажный корпус авторы разделили на две части: в фасадной находилось общежитие для художников-одиночек и мастерские, а в дворовой — квартиры. Заселяли в дом только участников АХРР. Если художник выходил из организации, то лишался на Верхней Масловке и жилья, и мастерской.

В доме разместили 55 помещений для работы. Площадь каждого была от 24 до 40 квадратов. Проектировщики позаботились о комфорте художников: окна всех мастерских выходили на север, чтобы лучше падал свет, скульпторам выделили первые этажи и подвалы для хранения глины и подиумов под скульптуры. Дверные проемы в доме спроектировали шире и выше обычных, чтобы можно было переносить крупные произведения.

В общежитии художникам-одиночкам предоставили 10-метровые комнаты. А в дворовой части корпуса разместили 24 отдельные квартиры: 12 двухкомнатных и столько же трешек. В доме также находились общая столовая, комната для чтения, фотолаборатория, прачечная и физкультурная площадка на крыше. В 1930-х в здании открылся клуб, где художники и их родственники читали лекции, ставили любительские спектакли и вели кружки.

Дом прозвали в народе «московским Монмартром». В одноименном парижском районе с конца XIX века селились живописцы и устраивала встречи французская богема.

Дом художников… Первое, что в нем замечательно, — это огромные, светлые, построенные по последнему слову строительной техники, мастерские. Затем, квартиры. Удобные, светлые, чистые, благоустроенные. 130 художников, прославленных и еще не нашедших славы, живут и работают в этом доме.

Статья «Городок художников» из журнала «Творчество», 1934 год, №5

Вскоре чиновники поняли, что одного дома для московских художников мало. Так появилась идея возвести на Верхней Масловке целый творческий городок.

«Архитектура — искусство, оперирующее пространством»

Масловка: как в Москве появился советский Монмартр

26 января 1934 года Моссовет выпустил постановление: выделить под городок участок между Верхней Масловкой и Петровско-Разумовской аллеей. Рядом стояли деревянные дореволюционные дома, где тоже селились художники.

Проект разработали члены Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) — Владимир Кринский и Алексей Рухлядев. В объединение входили архитекторы-рационалисты: они создавали дома, которые внешне напоминали конструктивистские постройки, однако с важным отличием — ориентировались не только на функции сооружений, но и на психологию человека. Один из основателей АСНОВА Николай Ладовский писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством… Пространство, а не камень — материал архитектуры».

Проект Кринский и Рухлядев создали в 1935 году. По их задумке в городок художников входили жилые дома с мастерскими, выставочный зал, детский сад, столовая, подсобные помещения и даже собственный вуз. На плане все здания они обозначили буквами от А до Ж — всего семь корпусов. В комплекс включили и уже готовый дом АХРР, он и стал корпусом Ж. Архитекторы планировали перестроить здание и изменить его декор, чтобы оно сочеталось с другими домами.

Осуществить проект полностью не удалось: помешала Великая Отечественная война . В 1930-х на Верхней Масловке построили только два жилых дома: корпуса А и Б *. Их парадные фасады архитекторы украсили рельефом, а дворовые — небольшими французскими балконами. Корпус Ж Кринский и Рухлядев реконструировать не успели, и он остался в первоначальном виде.

Масловка: как в Москве появился советский Монмартр

Четвертое здание городка — корпус В ** — возвели уже в 1950-е. К тому времени власти отказались от старого проекта: он оказался слишком дорогим. Кринский вместе с Львом Лисенко — учеником Ивана Жолтовского и еще одним членом АСНОВА — создали новый план городка художников.

В Советском Союзе впервые предлагался проект 12-этажного здания, где мастерские художников были объединены с квартирами. Разница высот мастерских (5 м) и квартир (3 м) дала возможность разместить с северной стороны 8 этажей мастерских, а с южной — 12 этажей двух- и трехкомнатных квартир. Одна площадка лестницы служила для вхождения в мастерскую, а другая — в квартиру… Идея, заложенная в плане, определила внешнюю архитектуру дома. Вынужденной особенностью планировки мастерских явилось вынесение на фасад больших витринных окон. Это обстоятельство сильнейшим образом отразилось на решении фасада. Поэтому перед авторами стояла задача — найти гармонию между архитектурой основного корпуса В и существующими зданиями, а также проектируемым корпусом Г и окружающей средой.

Лев Лисенко о корпусе В. По книге Василия Демина, Татьяны Пластовой и Николая Пластова «Масловка. «Городок художников»

Изначально архитекторы планировали украсить здание скульптурами, которые изображали бы Леонардо да Винчи , Рембрандта , Микеланджело, Рафаэля , Ван Дейка. Но в стране уже действовало Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». На смену сталинскому ампиру  пришел функционализм — более лаконичный стиль. Поэтому Кринскому и Лисенко пришлось отказаться от сложного декора.

Масловка: как в Москве появился советский Монмартр

Расширение городка художников остановилось из-за разногласий. Рядом с корпусом Ж был запланирован корпус Г, однако жильцы существующего дома протестовали: из-за нового здания в их мастерские попадало бы меньше света, а двор стал бы очень маленьким и неудобным. В архитектурно-проектном управлении Москвы предлагали решение — снести поблизости дореволюционные постройки и возвести новый корпус на их месте. Однако в деревянных домах жили многие участники Московского союза художников и их пришлось бы переселять.

* Адрес корпуса А — улица Верхняя Масловка, дом 1; Б — Петровско-Разумовская аллея, дом 2
** Адрес корпуса В — улица Верхняя Масловка, дом 3

«Изрисовал на Масловке всех пацанов — в том числе и меня»

Масловка: как в Москве появился советский Монмартр
Масловка: как в Москве появился советский Монмартр
Масловка: как в Москве появился советский Монмартр

В комплексе на Верхней Масловке в разное время жили Игорь Грабарь , Владимир Татлин , Борис Иогансон, Александр Тышлер, Юрий Пименов , Эрнст Неизвестный , Владимир Фаворский, Александр Матвеев и другие. Желающих поселиться здесь было очень много. Поэтому некоторые квартиры уплотняли, превращали их в коммунальные.

Художники ходили в гости друг к другу, обсуждали работы, совещались и устраивали творческие вечера. Дочь Юрия Пименова Татьяна вспоминала: «На полу вдоль стен ряды картин лицом к стене, над ними висели одна-две недавно законченные работы, сохли и «выдерживались»: что-то еще отец мог добавить или изменить в них. Такие свежие, только что сделанные вещи всегда проверялись на зрителях — маме, самых близких друзьях. Обсуждение начиналось в мастерской под позвякивание трамваев, еще ходивших тогда по Масловке, потом плавно перетекало домой, продолжаясь за ужином, а иногда захватывая и следующий день».

Именно на Масловке многие советские художники создали свои известные произведения. Здесь в 1952 году Федор Решетников работал над картинами «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы». Сын Аминадава Каневского Владимир вспоминал: «Когда Решетников писал свои знаменитые картины «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка», он изрисовал на Масловке всех пацанов — в том числе и меня». В 1965 году в мастерскую Андрея Плотнова приходил Юрий Гагарин — художник писал его портрет, создавал триптих о космонавте: «Перед стартом», «На родной земле», «Счастье матери».

Художники работали здесь и во время войны. Георгий Нисский написал картины «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе» и «Подготовка народного ополчения (стадион «Динамо»)», а Арам Ванециан — «Верхняя Масловка в дни 1941 года».

А сам район можно увидеть на картинах «Масловка. Ларек. Вид из окна мастерской» Якова Ромаса, «Зима на Масловке» Амшея Нюренберга, «Масловка зимой» Любови Решетниковой.

В городке художников был свой клуб — здесь жильцы выставляли работы. А еще с 1931 года в корпусе Ж располагалась библиотека Московского союза художников, где хранилось более 15 тысяч книг по искусству и 25 тысяч гравюр  и репродукций картин. Основой собрания стали коллекции московского купца Дмитрия Щукина и адвоката Михаила Ходасевича. Библиотека существовала почти 80 лет — в 2009 году ее закрыли. Зато сохранилась мастерская литографии.

В 2008 году городок художников получил статус памятника истории и культуры Москвы. Сегодня здесь, как и в советские годы, продолжают жить и работать живописцы, графики и скульпторы.

Текст написан по книге Василия Демина, Татьяны Пластовой и Николая Пластова «Масловка. «Городок художников».

Автор: Анастасия Войко

____________________

Очень показательно, как первые десятилетия советской власти вдохновляли молодое поколение. Творчество, новые перспективы, новое строительство новой жизни. Это действительно был период центростремительного осуществления мечты человечества.

Но не случайно ведь Запад задумал Вторую мировую войну. Идеологи того мира отлично понимали, что такое увлечение строительством совершенного мира будет дурным примером для стран капитала. Война была неизбежна. И она остановила наш стремительный бег. Идейно люди верили в лучшее, но бедность страны из-за необходимости восстанавливать хозяйство, не позволила создавать мир красоты. Хрущевская борьба с излишествами в архитектуре, переключение денежных потоков на хозяйственные нужды, стала до некоторой степени причиной того, что интеллигенция почувствовала себя брошенной и увлеклась западными идеями свободы в искусстве и мировоззрении.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прошу, слезно прошу совета у сообщества! Имеется старший сын, кита Юд. Перестал учиться, вообще перестал. Школу посещает, на уроках присутствует, но не учится. Он ЧИТАЕТ КНИГИ на уроках, на коленях, под партой. Он читает на русском,с утра в кровати, ...
задумался. выгодоприобретателем по каско в случае кредита выступает банк. это вроде логично. тачка стоит 400. некто внес 160. кредит 240. (2 года по 10 т в месяц для простоты) остался один месяц кредита (кредит 10 т.р.!) тачку угнали. СК все 400 т.р. ...
...
Я вот несколько раз покупал пиво Жатецкий Гус искренне веря, что это производимая у нас по лицензии марка чешского пива и ещё даже хотел попробовать оригинального и понять сильно ли оно отличается от лицензионного. Я оказывается идиот! Пива ...
Вчера, пока ждала маршрутку,познакомилась с бабушкой, живущей где-то неподалёку от меня. Бабушка оказалась общительной, разговорчивой, очень приветливой, здравомыслящей. В автобусе сели рядом. До выхода на своей остановке я успела узнать, что бабушка ровесница моей мамы, хотя выглядит и ...