Маски

топ 100 блогов shvil — 03.07.2024 Пеший маршрут по Венеции может быть только один - наугад.
То есть, конечно, с помощью бумажной карты или гугла можно легко добраться из точки А в точку Б. Но зачем? Особенно, если эти точки находятся в Венеции.
Поминутно смотря на телефон в попытках понять правильно ли ты сейчас свернул, ты, возможно и будешь передвигаться более эффективно, но при этом абсолютно гарантировано потеряешь контакт с городом. А, если так, то кому вообще сдалась эта точка Б.

Это была первая мысль, которая крутилась у меня в голове, когда я вышел из гостиницы, протёр линзу фотоаппарата и начал петлять по рассветной Венеции.

Маски



Тут требуется лирическое отступление.
В архиве - безнадёжно неразобранном архиве - последних тринадцати прошедших после рождения первой дочки лет, у меня накопилось много фотографий рассветных городов и прочих рассветных весей. И дело тут совсем не в том, что я жаворонок. Совсем наоборот. По утрам я скорее напоминаю недовольную несовершенством этого мира выпь. Причина тут более прозаична. Фотография, это такая вещь, которой можно заниматься только одному. Семейные прогулки - антипод одиночества. В попытках впихнуть невпихуемое в одну поездку я выработал следующий алгоритм. Первый день-два-три пребывания в новом месте я даже не достаю фотоаппарат из чемодана - незачем. Гуляем все вместе, я присматриваюсь, намечаю примерный маршрут фото-пробега, делаю мысленные пометки на домах и зарубки на деревьях. Потом, с помощью будильника и той самой матери, привожу себя в вертикальное положение часов в пять утра, внутривенно вливаю привезённый из Израиля чёрный кофе и приказом по гарнизону выгоняю наружу. Часов до девяти-десяти город отдан мне на фото-разграбление. Потом - уже с удовольствием и чувством глубокого удовлетворения - ещё один кофе в намеченной заранее или внезапно обнаруженной кафушке, и назад - в первобытно-семейное состояние.

Маски

Маски

Маски

Так было и в то утро, несколько лет и жизней назад. Между ковидом и войной.
Хорошее было время.

Маски

Маски

Всё было так, но и не совсем так - с поправкой на Венецию. Никаких оставленных зарубок я там не искал. Во-первых, с деревьями в Венеции напряжёнка, а, во-вторых, смотри выше. Наугад, всё наугад.

Маски

Маски

Маски

Маски

От большого канала к маленькой протоке, от улицы в переулок, а оттуда - во что-то вообще не имеющее названия - идёшь и задеваешь плечами здания по обе стороны.

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски


Утренние мысли лениво и медленно плавали в тумане утренней головы. Я подумал, что есть ещё одна разница между моими обычными фото-болтаниями по другим городам и тем, что я чувствую в Венеции. И дело тут совсем не в каналах и гондолах. Просто этот город стоит отдельно от всех. Плывёт отдельно от всех. Город, на очень раннем этапе лишённый возможности расширяться, и оттого привыкший жить и смотреть внутрь себя самого. И, если хоть немного попасть в венецианский ритм, то начинаешь смотреть внутрь себя тоже. Что интересно. Но страшно.. Но интересно...

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

О том, чтобы понять Венецию глубже, я даже и не думал. Да простят меня великие деятели мирового искусства, это не удавалось никому. Кто-то потрясающе снял её фасад, кому-то удалось пробраться на задний двор или даже забраться на балкон, но внутренние комнаты и чуланы остаются закрытыми для всех. Слишком много призраков внутри: и настоящих и персонажей книг, картин и фильмов, кому Венеция согласилась точечно дать почётное гражданство своего потустороннего города-государства. Вернее, города-планеты. Живые обитают на внешних орбитах этой планеты. Жители - на близких, туристы - болтаются где-то на периферии.

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Но вот попасть в ритм Венеции - это реально. Вернее, тут даже сложно в него не попасть. Тысячи вапаретто, корабликов, лодок, гондол ныряют с волны на волну и заставляют пританцовывать в своём ритме всех: бабушек с сумками для магазина, влюблённых парочек, собак и их хозяев, задолбанных родителей и пытающихся понять куда их притащили детей.

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Так что пределом моих мечтаний просто было хоть немного спуститься с туристской орбиты.
Утренние улицы Венеции понемногу наполнялись людьми. Туристы ещё спали. Только изредка грохотали по ступенькам чемоданы, которые тащили за собой собой свежеприлетевшие ночными рейсами пришельцы из других миров.

Маски

Но в основном в это время город принадлежал венецианцам. Кто-то перемещался стремительно, с тем обречённым выражением лица, которое ничем не отличается у спешащих на работу людей в любой точке земного шара. Кто-то никуда не спешил. Люди приветствовали друг друга, медленно и тихо разговаривали, явно наслаждаясь без-туристской тишиной улиц.

Маски

Маски

Маски

Чтобы попасть в ритм города у меня было два метода.
Можно было падать на хвост к тем, кто не праздно болтался, а следовал своему рабочему маршруту. Уборщик, управляющий сложносочинённой тележкой, которая позволяла легко перемещаться по узким улицам, мостикам и ступенькам. Паренёк, разносящий по окрестным кафе пахнущую на всю лагуну выпечку.

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Грустная, бродящая с потерянным видом собака. Кошкаa, которая, судя по сосредоточенному виду, чётко знала куда идёт. Голубь, который с чувством тайного превосходства шёл за кошкой.

Маски

Маски

Маски

Второй метод был более сложным и состоял в том, чтобы привести себя в полу-медитативное или даже гипнотическое состояние. Венеция - город отражений. Это не художественная фигура речи. Дома отражаются в воде, вода - в витринах, витрины - в висящих внутри картинах, картины - в зеркалах. И так по бесконечному кругу.

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Случайно попадающие в эту оптическую перестрелку прохожие казались менее реальными, чем их зыбкие отблески в стекле и воде вокруг. Отражения принадлежали городу. Люди - нет. Если добавить к этому рефлекторному круговороту линзу фотоаппарата, то очень быстро теряешь связь с реальностью. Что и требуется. Ну её... Эту реальность..

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

А ещё я думал о масках.
Это, конечно, очень оригинальная мысль для Венеции, я понимаю.

Маски

Уже второй приезд в Венецию я искал - и не находил - одну особенную маску. Для себя. Такую, чтобы в ней было сразу два характера. Пусть справа уголок рта поднимается в улыбке, а слева - губы грустно уходят вниз. Или пусть с одной стороны будет рыжий клоун, а с другой - белый. Или ещё что-нибудь такое. Это было против правил венецианских масок: одна маска - один характер, ну а с раздвоением личности - это вам в другие города. Понятно, что можно было бы просто прийти в мастерскую и сделать маску на заказ. Но это было бы неспортивно. Город сам должен предложить то, что ты ищешь, насилие ту неприемлемо. Поэтому голосом Никулина я повторял заветную фразу "будем искать" и перемещался из одного магазинчика в другой. То, что маска не находилась, совсем меня не огорчало. Наоборот, что может быть лучше, чем искать что-то нереальное в нереальном городе. Я не хотел найти, я хотел искать.

Маски

Маски

Маски

А ещё я пытался понять почему именно в Венеции маска стала символом города. Да, я понимаю, древняя традиция карнавала, отрыв от средневекового набора условностей и правил, когда это уже не ты, а маска. А уж маске можно, наконец, делать, то, что хочется. А не то, что надо и положено..

Но карнавалы были по всей Европе. И побег от условностей с помощью маски тоже. Тем не менее, дефолтивное прилагательное к слову "маска" только одно - "венецианская".

Маски

Пока я лениво думал на эту тему, Венеция вытолкала меня на площадь Сан-Марко. Причём, именно вытолкала. Попадание туда совсем не входило в мои планы - слишком стандартно, слишком по-туристски. Но вот одна улица, оказалась перекрыта, на другой разгружают что-то строительное, и вот единственно возможный переулок пинком под зад выпихал меня на Сан-Марко.

Когда глаза немного привыкли к солнцу, я понял, что на здесь происходит что-то необычное. Часть площади было огорожена и там монтировали какую-то технику. Вокруг прогуливались люди в средневековой одежде, за которыми ходили напряжённые гражданские охранники и расслабленные карабинёры. Всё это перемежалось отчаянно фотографирующими всё это на телефон туристами. "Здесь же снимается кино!"- догадался мой внутренний Штирлиц, и я мысленно присвоил ему очередное звание.

Маски
Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Близко к съёмочной площадке подходить не хотелось. Там важно ходили какие-то местные знаменитости, иногда снисходя к смертным для совместного селфи. Это было скучно. Поодаль, по периметру площади, кучковалась массовка. "Ага"- сказал я и пошёл туда.

Маски

Массовка состояла из всяких графьёв, сэров, пэров и прочих дожей.

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Дамы света и полусвета колыхали воздух волнами широких юбок и безграничными декольте. В общем, то, что доктор прописал.

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Как и положено, вся эта недобитая аристократия предавалась меланхолии. То есть тупила в телефоны.

Маски

Маски

Маски

Маски

То есть сначала тупила.
А потом.. Потом стали происходить интересные вещи.
Публика вокруг - та, что не была частью массовки - продолжали держать дежурное выражение интереса на лице и телефоны в руках. А вот переодетые люди стали меняться. Телефоны исчезали в сумках, лица - расслаблялись и разглаживались. Часть людей была в масках, но дело было не в этом. Сами костюмы были большими масками, и защищённые границами этих масок люди отдыхали от реальности и большого мира. Им было хорошо.

Маски

Маски

Маски

Я подумал, что телефон, собственно тоже замечательно работает такой защитной стеной - не хуже маски. Смотрящий на экран человек не замечает ничего, что происходит вокруг. Но это средство экспресс-одиночества современного мира имеет слишком сильный побочный эффект - оно обоюдоострое. Человек отгораживается телефоном не только от внешнего мира. Он отгораживается и от себя.

Маски

Маски

По массовке прошла невидимая волна расслабления.
Кто-то дремал, кто-то закурил, кто-то прижался к плечу другого, кто-то лениво перекидывался фразами друг с другом. Вокруг продолжали суетиться люди, но тем, кто спрятался от современности в костюмы, было не до них.

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Я опустил фотоаппарат и попробовал настроиться на их волну.
Не получалось. Совсем не получалось. На носу по прежнему были очки, а в душе - осень.
Видимо без того, чтобы надеть штаны в облипку и цветистых кафтан с оборочками и кружевами, это не работает.

Я немного постоял, согреваясь тем спокойствием, которое исходило от расслабленных людей в масках.
Сказал спасибо - и им, и костюмерам фильма.
И пошёл назад в переулки.

Маски

Маски

Маски

Ответ на вопрос "почему именно Венеция стала неотвязно связана с масками, а маски - с Венецией" пришёл сам собой.
Потому что это город, где все сидят друг у друга на головах. Настолько плотный, что частная жизнь невозможна по определению. И при этом это город одиночества. Вернее, стремления к одиночеству.
Поэтому - маска. Маска, как единственная возможность спрятаться в домик и побыть одному в толпе.

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Маски

Кода-то давно, на пешеходной улице в Мюнхене, я снял одну из самых любимых своих фотографий.
Уличный клоун сделал паузу в развлечении прохожих, слез с импровизированной сцены и купил мороженное.
Он перестал корчить рожи на потеху публике и позволил себе отпустить лицо. Клоунская маска исчезла. Возник грустный и усталый человек.
Я успел нажать на кнопку фотоаппарата и подумал, что... В общем... Все мы немножко лошади... И, если я когда-нибудь буду выбирать себе герб, то изображение для него у меня уже есть. Только уж обязательно - с мороженым.

Маски

Похоже, во всём мире, чтобы расслабить себе лицо, маски снимают.
В Венеции - наоборот. Впрочем, в Венеции всё наоборот...
И поэтому маска - она венецианская. Единственно и исключительно.

До возвращения в гостиницу оставалось ещё минут сорок.
Я заказал кофе в каком-то маленьком месте - без названия и меню на английском.

Маски

И подумал, что...

...когда я вырасту и наконец узнаю кем хочу стать, когда буду большим...
...когда я снова стану маленьким...

Маски

Маски

...то обязательно приеду в Венецию.
Я найду ту маску, которую искал. Вернее, почти такую, чтобы потом всё равно продолжить поиски. Найду себе костюм. Пусть будет с оборочками и рюшечками, но чёрный. И треуголку. С пером. Ну или просто воткну перо в шевелюру ("Скорее, примотаешь изолентой к лысине"- отозвался изнутри ехидный Штирлиц). Найду кафе, так, чтобы столики стояли на улице. Очень узкой улице. Пусть проходящие туристы будут время от времени задевать сидящего за столиком меня и виновато извиняться. Я же буду молчать. Мне будет не до них. Буду орлиным взглядом смотреть вдаль ("Тут через три метра стена. И очки снять не забудь, орёлушко.." - вставил Щтирлиц, и я понизил его до фельдфебеля).

Потом ко мне подсядет вечный призрак не менее вечной подруги.
Я закажу ещё кофе. И граппы. Две высокие рюмки граппы.
Щёлкну зажигалкой, дам прикурить призрачной подруге и с удовольствием вдохну дым её первой затяжки.
- Дык? - спрошу я её.
- А то!.. - ответит мне она.

Маски

Маски

Маски

И наша орбита станет немного ближе к Венеции.
К той самой внутренней Венеции.

"...
И когда я состарюсь
на заливе судьбы,
и когда мои мачты
станут ниже трубы,
капитан мне скомандует
«право руля»,
кочегар мне подбросит
немного угля,
старый боцман в зюйд-вестке
мой штурвал повернет
и ногой от причала
мне корму оттолкнет, —
— и тогда поплыву я
к прекрасному сну
мимо синих деревьев
в золотую страну,
из которой еще,
как преданья гласят,
ни один из буксиров
не вернулся назад.
..."

Маски

Маски

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так и хочется сказать:" Я сделала это!" На самом деле все очень просто! Ингредиенты: 7 блинов; 1 курица; 1 морковка; 1 луковица; 200 гр грибов любых(у меня шампиньоны); соль, перец, соевый соус. Блины я нажарила с самого утра. Использовала 7 ...
Военкор-обличитель У некоторой части военкоров существует вредный взгляд на военкорство и газету. Они считают себя призванными «вскрывать правду» и разоблачать все и всех. Такой военкор на всех смотреть через изобличительные очки. В корреспонденциях он то и дело сообщает, что у командира ...
На Пенелопу тут залюбовалась и эта картинка проассоциировалась с цитатой из Эволюции - «когда идёт поток, лучше не ставить блок, лучше войти и выйти» И русалку Скарлетт гугл предложил заодно. Ваще не знаю откуда она такая взялась ...
yulia_nazarova пишет: "Сегодня случайно от скуки взяла посмотреть субботний номер газеты "Чебоксарские новости". И не пожалела об этом. Открыла я, значит, 2 страницу газеты. И, глядя на статью "Исторический момент", испытала чувство дежа вю. А потом ...
Ира Дубцова известна всем еще со времен Фабрики звезд. Тогда она еще имела отношения с солистом из группы Плазма. Они поженились, у них родился ребенок и..потом развод. Причиной развода, как ни странно, стала фигуры Иры. Она сама говорила, что ее муж очень любит худеньких, а она посл ...