Маск и швейцарский истребительный конкурс
afirsov — 03.07.2021Во, связь, по чище «британской королевы и германского бомбардировщика». Однако…
Маск тут очередной раз пожаловался на несправедливости
Тут наднясь было объявлено о победе F-35 в швейцарском конкурсе. Внезапно. Среди причин назван самый «дешевый» жизненный цикл. На 2 млрд меньше, чем у ближайших конкурентов. «Народ» тут удивляется, - по всем данным час налета у всех конкурентов ниже, чем у F-35. Причем порой во много раз! Так у «Грипена» заявленный час полета стоит 4 тыс долл. (последняя модель «Е» по данным бразильцев – 7 тыс), а у F-35 – 44 тыс долл и «Локхид» обещает довести эту цену «всего лишь» до 35 тыс долл. Позвольте, но как получается у «Локхида» дешевле? Ну, вы ж знаете, можно нарисовать заумные диаграммы
и брякнуть – у нас все равно дешевле. Главное заплатить тому, кто в это поверит! Как говаривали тут сотрудники одного военно-аналитического «Центра оборонной информации»: «Многие военные люди хотят, когда выйдут на пенсию, чтобы им предложили почетную синекуру в оборонной отрасли с приличным окладом. А если они встанут на пути «перспективного проекта», то им вряд ли придет человек в приличном костюме с интересным предложением, когда придет время уходить в отставку…»
Мужики из того Центра (Дэн Грейзер и Джек Шанахан) вообще дали забавное интервью по поводу «программ Пентагона» и в частности F-35. Они указали на три основные проблемы F-35 почему он оказался худшей программой Пентагона: кривость самой концепции «Объединенного ударного истребителя», манипуляции со стоимостью самолета и проблемы с высокой стоимостью часа полета, ага.
По поводу первых двух уже было сказано довольно много и в общем тут секрета нет: самолет строился по уже устаревшей концепции 90-х годов в безумной идее удовлетворить потребности сразу трех видов вооруженных сил. А при заявленной стоимости самолета менее 85 млн долл реальные затраты отражены в бюджетных документах – 110 млн за «простой» F-35A, 136 млн за F-35B и 117 млн за F-35C. Разница в цене набегает – за счет манипуляции с авансовыми счетами, а потом и с доплатами за «доработку».
А вот насчет проблем стоимости летного часа впервые высказано определенно о причинах – «это не баг, это такая фишка» – «Эксплуатационные расходы высоки, потому что они предназначены для этого!»(с) С самого начала программы F-35 было решено, что ответственность за обслуживание и эксплуатацию оружия будет нести производитель. В результате это стимулировало подрядчика («Локхид-Мартин») проектировать самолет таким образом, чтобы самые дорогостоящие работы по обслуживанию самолета могли нести их технические специалисты. А это практически всегда дороже, чем использовать персонал, «сидящий на правительственном окладе». В результате и оказывается, что подрядчик по техническому обслуживанию является «единственным поставщиком» услуг. И нет никаких стимулов по снижению затрат. Программа F-35 оказывается крайне выгодной дойной коровой «Локхида» в течение всего жизненного цикла. Или как обеспечить безбедную жизнь аж для своих правнуков! Поэтому появляются особые стимулы для максимального «активного» продвижения самолета на внешних рынках.
Это что, тут еще финны вроде выбрали F-35 - аж 65 истребителей с ракетами (которые еще не "интегрированы" - это отдельные деньги).
Вообще тут полное дежавю – уже когда-то это было, ага с «Локхидом» и его «суперистребителем» «Старфайтер»… А че? Если схема работает? И после этого Маск там еще удивляется, наивный афро-американский юноша!
|
</> |