машинист метро
martintorp — 21.09.2011 Лучшая в Москве выставка сейчас - это, конечно, не Сальвадор Дали, а то, что выставлено в Музее архитектуры на Воздвиженке. Это даже не столько выставка произведений человека, сколько выставка внутреннего мира человека. Паша шутил, что может быть выставка даже органичнее бы смотрелась в Дарвиновском музее.Жил-был один ничем не примечательный человек - мы таких на улице каждый день проходим мимо сотнями и тысячами. Работал машинистом метро - проснуться, вниз, тоннель туда, тоннель обратно, станция Театральная, двери закрываются, депо, наверх домой, спать. Я знаю людей, которые живут такой жизнью - только вагоном метро становится офис. В самом начале 80-х вышел на пенсию, жил тихо, соседи говорят что не пил, ни с кем не общался. Умерла жена, жил один. Когда он умер сам в 2007 году, то не видевшие его вообще родственники из Нижнего Тагила приехали с необходимой миссией - продать московскую квартиру. Когда они зашли туда, они онемели.
Вся однокомнатная квартира в панельном столбике была уставлена деревянными зданиями. Человек десятилетиями строил деревянные домики и храмы из подручных материалов - шахматных фигур, подлокотников кресел, стеклянных висюлек люстры, прокладок и наждачки, водопроводных кранов, каких-то мыльниц и старого вентилятора, елочных игрушек, всего этого невероятного хлама - все это стало дворцами, храмами, улицами.
От него остался рукописный дневник, из которого очевидно, что он начал собирать эти детали еще в 1967 году, и только через 15 лет решил, что готов строить. Из его окна к югу от Таганки открывались все эти бетонные просторы советского строительного панельного ужаса - и он из доступного ему советского хлама строил другой мир, где была доступная ему красота и вера. Это отличный пример того, как один маленький человек раздавлен одной большой историей, и он пытается найти себя в этой истории. Машинист метро чувствовал себя потомком русской культуры, которой он не видел из окна, и создавал ее себе сам в однокомнатной квартире, записывая все в дневник.
Так, он воссоздавал стеклянные дворцы. Он даже воссоздал Храм Христа Спасителя внутри своей квартиры. Он переименовал улицу Вековую, на которой он жил, в улицу Деревянного Зодчества, а свою квартиру - в площадь Деревянного Зодчества. Он воспринимал историю и пространство иначе - возможно, именно поэтому он и стал машинистом метро, день за днем год за годом прячась под землю один на один с летящим на тебя тоннелем. Он воспринимал эти здания не как модели, а как реальные здания, аккуратно записывая "введен в эксплуатацию в 10 часов 42 минуты".
На полях одной страницы этого дневника написано "Эту книгу никто не видел и никто не читал. Да и не надо!!!"
Машинист метро Николай Левочкин, его храмы из водопроводных кранов и мельницы из старых вентиляторов, его мир не похожий на то что он видел из окна - такой фантастический парафраз всей трагедии советского общества - сейчас в Музее архитектуры на Воздвиженке. По сравнению с этим Сальвадор Дали кажется очередной блеклой выходкой капризного мальчика из хорошей семьи.
|
</> |