Машины-роботы в Москве
livingtomorrow — 17.08.2010Сейчас в Москве остановилась экспедиция машин-роботов из Италии.
Официальная пресс-конференция, демонстрация и интервью будут только
завтра, но для Российского Трансгуманистического Движения сделали
исключение, и мы смогли встретиться с одним из разработчиков и
побеседовать о проекте и об экспедиции.
Два года назад руководителю проекта Альберто Брогги пришла в
голову идея повторить путешествие Марко Поло, отправившись из
Италии в Китай по Великому Шелковому Пути.
Сначала идею подняли на смех. Машины-роботы никогда не ездили так
далеко, даже обычные экспедиции на такое расстояние - дело
непростое.
Но Альберто настоял на своем и постепенно участники проекта
поверили в его идею.
Учитывая геополитическую обстановку маршрут пришлось
подкорректировать. Вместо Афганистана и Пакистана маршрут проложили
через Украину, Россию и Казахстан.
Финальная точка маршрута - Всемирная выставка в Шанхае с темой
Город будущего.
VisLab ожидает огромного медиа-эффекта от экспедиции, особенно
по достижении Шанхая. Им очень нужна общественная поддержка, ведь
даже в родной Италии почти никому нет дела до инновационных
проектов и машин-роботов.
Сам Альберто будет с группой лишь часть пути - до Украины и в
Китае. Российскую визу ему получить не удалось. Надо сказать,
российская граница оказалась непростым препятствием для участников.
При въезде в Россию на таможне им пришлось провести почти сутки -
целых 23 часа. В жару. Без воды и еды. Но в итоге ребята прорвались
и взяли курс на Ростов, затем Воронеж, и, наконец, на Москву.
В: Кто лидирует в разработке автомобилей-роботов?
О: Самые крутые команды в Университете Карнеги-Меллон и
Стенфорде. Эти команды отлично выступали на соревнованиях DARPA Grand
Challenge. Мы тоже участвовали в них, поддерживая команду Ошкош
- они выставляли такой большой военный грузовик TerraMax. В 2005
году он успешно прошел трассу.
Сейчас Стенфордская команда готовится к гонкам в ралли Pike's
Peak - это будет круто. Я уверен, что у них получится отлично
выступить. Хотелось бы мне посмотреть на это своими глазами.
В: Что мешает массово использовать автоматический транспорт -
технические сложности или отношение людей?
О: Пока не решены технические вопросы, прежде всего, связанные с
безопасностью, на роботов нельзя полностью полагаться. Приходится
отделять машин-роботов от машин, управляемых людьми. Потребуются
усилия нескольких автомобилестроителей для того, чтобы надежность
автоматического транспорта приблизилась к надежности обычных
автомобилей. Кроме того, ожидания людей относительно роботов еще
выше. Ошибки просто недопустимы.
В: Где же будут использованы эти технологии?
О: Это может показаться неожиданным, но мы ориентируемся на
сельское хозяйство. Дело в том, что там уже массово применяются
автоматические тракторы. Сейчас они управляются через GPS, и тут
есть две проблемы. Во-первых, GPS недостаточно точна, а
роботракторы не могут распознать и объехать препятствия. Во-вторых,
если перед роботом окажется человек, тот не заметит его и может
задавить. Установив разработанную нами систему на трактор, можно
устранить оба этих риска.
Кроме сельского хозяйства, некоторые, пусть и не все, технологии
найдут свое применение и в массовых машинах. Но пока во
второстепенных функциях, таких как автоматическое управление для
пробок или автопарковка.
История автономных машин ведет свое начало с 1964 года, когда
был начат первый проект. В 80-е произошел скачок в возможностях
компьютеров, а значит, и машин-роботов. Сейчас рост мощности и
развитие алгоритмов делает технологию роботов-машин уже зрелой и
эффективной. Обычного Intel Core Duo хватает для управления
машиной.
Работа в итальянской VisLab началась в 1998 году, когда их
машина приняла участие в итальянских гонках (проехала немного по
трассе), а затем проехала по хайвею (это намного проще, чем ехать
по российским дорогам).
Сам Паоло Грислери занимается робототехникой уже 8 лет. Степень
магистра он получил по специальности инженер-электронщик, его
дипломный проект был связан с разработкой платформы для сбора
данных со множества сенсоров машины-робота.
Это нужно для того, чтобы, сохранив данные сенсоров с реальной
поездки, затем опробовать на них различные варианты программы
навигации.
Во время этой экспедиции машины-роботы также генерируют огромный
объём данных. Записывается видео со всех шести камер, данные
лидара, GPS и вся информация о работе систем.
Общий объём информации - более 100 терабайт. Поскольку IBM пока еще
не поставила систему для хранения информации, приходится писать ее
на терабайтные винчестеры, а затем самолетом отправлять курьеров с
дисками в Парму. Там, в университете, данные сбрасываются на
сервер, а чистые диски везут обратно. Вот так приходится
трудиться.
В чем-то подобная архивация любых данных похожа на проекты
"цифрового бессмертия" у нас в РТД, когда сохраняется
видеоинформация с носимой камеры, чтобы в будущем можно было
восстановить окружение человека, его поведение и даже личность. С
роботами задачи попроще, хотя Паоло хорошо знаком с проектами
цифрового сохранения личности, например, микрософтовским
MyLifeBits.
В: Почему для экспедиции выбраны такие машинки? Маленькие,
совсем не похожие на брутальный TerraMax.
Эти машины - Piaggio
Porter - это единственная итальянская модель электрического
автомобиля. Поэтому мы выбрали их. Ведь все машины-роботы в нашем
проекте используют электричество не только для навигации, но и для
езды. Источником электроэнергии служат солнечные батареи на крышах,
а также, по возможности, розетки на остановках. Конечно, это не
просто, ведь каждая машина требует 10А, не везде их можно найти. В
Италии уже есть несколько пилотных заправок (или зарядок), в России
пока их нет. На крайний случай у нас имеется мощный
электрогенератор, который может полностью зарядить аккумуляторы
роботов в течение 8 часов.
Таким вот образом экспедиция уже проехала более 5000
километров, причем не менее 50% пути роботы-машины проехали сами.
Причем ехали они не только по загородным трассам, но и в городе. В
Ростове, Воронеже и Харькове машины ехали по городу, деля дорогу с
обычными автомобилями. В Москве из-за пробок и для безопасности
машины по городу ехать не будут, ограничившись демонстрациями на
ограниченной территории.
Обошлось практически без проблем. Только на одной из машин
испортилась батарея - работает не больше 30 км. Впрочем, для ее
ремонта фирма Piaggio уже прислала в Москву все необходимое. Мелких
проблем хватает - отходят кабели, например, при въезде в особо
глубокие ямы. Компьютер при этом приходится приводить в чувство
вручную.
Результаты (даже, несмотря на то, что пробег еще не окончен)
радуют. Самое впечатляющее для Паоло - это реакция людей. Люди
совсем не опасаются машин-роботов, а наоборот, поддерживают их.
Второй приятный сюрприз - это общая надёжность системы. Машины
прошли почти 3 тысячи километров, а все нормально.
18 августа утром в 11:00 в РИА "Новости" пройдёт пресс-конференция проекта, а в 16:00 на ВВЦ начнется демонстрация машин-роботов (сразу за главным входом). Наша контактная информация на сайте РТД.
|
</> |