марш к майдану
kmartynov — 20.12.2010 События 11 - 15 декабря в Москве ставят несколько очень серьезных вопросов о перспективах российской национальной политики.Очевидно, что внутри общества растет напряженность, связанная с национальным вопросом. Однако установить этот простой факт еще не значит найти способ разрешения проблемы. Вся эта тема является чрезвычайно сложной, в том числе и потому, что каждый обыватель считает себя в ней экспертом. Обобщая свой локальный опыт столкновения с людьми других национальностей, он склонен делать весьма далеко идущие выводы. Чтобы не уподобляться этому обывателю, национальный вопрос нужно дробить на части, анализировать их содержание и лишь затем собирать обратно общую картину происходящего в стране в перспективе "межкультурной коммуникации".
Одной из важнейших деталей здесь является отношение властей к так называемым русским националистам, их организациями и их массовым уличным акциями. Иными словами, это вопрос о перспективах "Русского марша" после 11 декабря 2010 года.
Вспомним, как первые "Русские марши" появлялись около пяти лет назад. Тогда вопрос упирался в праздничное оформление 4 ноября, вновь предложенного стране памятной даты народного единства. Соответствующих традиций у молодого праздника не было - в отличие от советского 7 ноября. На зов откликнулись представители легального национализма, предложившие устраивать невиданную для новейшей российский истории форму народного единения - этнический "Русский марш". Идея была одобрена, и первое из подобных шествий действительно состоялось в 2005 году. Уже тогда многие наблюдатели этого действа, организованного евразийцами Дугина и набирающим силу ДПНИ Белова-Поткина, выражали свое недоумение: почему российские власти смотрят на откровенно ультраправые акции сквозь пальцы? Чего они добиваются? И какое будущее ждет общество, привыкшее к этническим маршам на улицах своих городов?
Реконструировать внутреннюю логику тогдашнего решения властей сегодня довольно трудно. Тем не менее, можно предполагать, что помимо негативного фактора 7 ноября, на фоне которого новый праздник выглядел явно слабо, сыграло роль и желание найти некоторый канал для "управляемого социального недовольства". Как бы то ни было, но в течение всех последних лет "Русские марши" проходили легально, привлекая представителей самых разных политических сил, включая весьма неоднозначных политиков вроде лидера "Национально-державной партии России" Александра Севастьянова. Пять лет мы видели, что массовые манифестации под лозунгами этнической чистоты и расовой однородности - это нормально. Такие манифестации проходили в заранее согласованных местах, не пресекались властями, и в целом выглядели гораздо более респектабельно, чем леворадикальный "День гнева" или акции "несогласных". С одной стороны власти критиковали лозунг "Россия для русских", а с другой - отдавали националистам город. В этот процесс на уровне коллективного сознания были вовлечены и сотрудники правоохранительных органов, многие из которых откровенно сочувствуют идеям "Русского марша".
Погром на Манежной площади 11 декабря продемонстрировал, что у национализма нет респектабельного лица, что с ним нельзя заигрывать и использовать его в качестве инструмента для ослабления социальной напряженности. Любой национализм с неизбежностью дрейфует от согласованных, цивилизованных и мирных форм к массовому неконтролируемому насилию. Случившееся 11 декабря в этом отношении является не случайным недоразумением, но подлинным воплощением националистической доктрины, построенной на основе ненависти к чужакам. И если мы позволим националистам продолжить свою игру в респектабельность, мы передадим контроль над нашими улицами носителям этой человеконенавистнической идеологии. Рано или поздно ниша борьбы с кавказской угрозой станет для них слишком тесной, и тогда под атакой окажутся гражданские ценности всего общества, Конституция и демократия в целом. Нацистские лозунги на центральной площади столицы стали здесь первой ласточкой.
http://www.liberty.ru/columns/Kozlinaya-pesn/Marsh-k-korichnevomu-majdanu
|
</> |