Марс и хлорелла.

Историю технического развития какого либо направления часто описывают как цепь событий идущих друг за другом и вытекающих одно из другого. В реале же часто все сильно перепутано, а действующие лица не избегают соблазна проскочить какой-нибудь этап и сократить путь. В итоге обычно это не получается, а проводимые работы которые сильно опережали возможности обычно не описывают. Но в мемуарах встречается всякое...
Вот есть мемуары Германа Вениаминовича Носкина — Первые БЦВМ космического применения и кое что из постоянной памяти.
В 1956 году автор начал работу в ЦНИИ-58, которым руководил Грабин ,тот самый который Зис-3 и гений артиллерии. Но артиллерией он тогда не занимался, но ему нужна была ЭВМ. ЭВМ Урал-1 тогда уже была, но делали их медленно. Но этот вопрос решили по военному — из КБ Грабина на завод отправилась группа специалистов которые ЭВМ помогали собирать, а заодно учились на ней работать!
Таким образом ЭВМ была получена быстро и автор мемуаров отправился в Обнинск налаживать систему управления ядреным реактором. Пока он этим занимался ЦНИИ-58 передали ОКБ-1, которым руководил Королев. И началась для Носкина космическая эпоха!
Раз новые сотрудники ОКБ-1 занимались ядрена реакторами, их припрягли к разработке ядерных ракетных двигателей. Тогда Королев считал что после разработки ракеты Н-I ее быстро заменит Н-II на ядерных двигателях. Как мы теперь знаем — надежды на применения ядерной энергии в ракетах были несколько завышены.
Но потом в ОКБ-1 поняли что новые сотрудники обучены работе на ЭВМ и их задействовали для разработки систем управления для первых АМС для исследования Марса и Венеры. Не очень хорошо вышло и только одна АМС слетала более-менее удачно.
И их перевели на ТМК. ТМК — это тяжелый межпланетный корабль. К тому моменту Королев решил что нагрузка Н-1 будет 75 тонн из них где то 16 тонн это ТМК, а остальное — разгонный блок который придаст ТМК скорость нужную для полета к Марсу или Венере. Посадки или выхода на орбиту не планировалось. Корабль просто облетал планету и во время пролета проводил ее исследования. На все про все требовалось 250 дней. О том как такой срок пребывания в невесомости скажется на экипаже особо не думали. А вот насчет еды и кислорода задумались, так как запасы на 3 человека и 16 тонн массы ТМК не очень сочетались. По прикидкам на каждого человека требовалось 1200 кг запасов. Решить задачу попытались созданием замкнутой системы жизнеобеспечения на хлорелле . Эта самая одноклеточная водоросль должна была обеспечивать космонавтов и кислородом и едой и перерабатывать все отходы. Но требовалось разработать систему для контроля условий роста этой водоросли, так как она сильно реагировала на условия в которых росла. Занимались ей в Институте физиологии растений Тимирязева, куда автор ездил на консультации и его водорослью даже кормили.

Вот такой корабль примерно получался. А для его отладки планировалось запустить на орбиту Земли орбитальную станцию частью которой он являлся.

В итоге правда из создания с ходу системы замкнутого цикла ничего не получилось. Потребовались серьезные работы по созданию макетов на Земле. Осуществления экспериментов БИОН 1, 2 и 3. Введение в контур высших растений, изучения как они растут в невесомости и... В общем и сейчас эта проблема не решена и создание установки замкнутого цикла с параметрами ТМК представляется чистой фантастикой...
Но создание замкнутого цикла было не единственной идеей. Гипотермия — то есть снижения температуры человека тоже рассматривалась! Рассчитали что при понижении температуры тела до 30 градусов, обмен веществ сокращается наполовину. А при 25 градусах — требуется только одна четверть. Тут автора мемуаров видимо в это состояние не погружали, но ЭВМ для управления требовалась и он был задействован в работе. Что и как делали он не описывает, но занималось этим Военно-медицинская академия имени Кирова в Ленинграде. Любопытно было бы почитать как они хотели такое провернуть. Но пока мне ничего на эту тему не попадалось.
Но итог тут как мы знаем даже хуже чем с системой замкнутого цикла — ничего похожего на гипотермию в течении 250 суток и близко нет.
В общем и тогда это поняли и автора мемуаров перебросили на работы по пилотируемому облету Луны и посадке на нее. Но несколько лет на марсианские прожекты потеряно было...
|
</> |