Марки с с картинами Эдуарда Мане
volynko — 24.04.2023Знакомлю френдов с картинами Эдуарда Мане, изображёнными на блоке Чад. Немного расскажу об этих картинах.
Картина «Флейтист» кисти Эдуарда Мане выбивается из общего ряда его шедевров. Лаконичная, простая по построению, работа приковывает к себе взгляд с первых секунд.
Фигура мальчика, изображённая с едва заметным наклоном, отличается стройностью, а взгляд романтичностью и проницательностью – юный музыкант воспринимается как некое видение, возможно навеянной какой-то нежной мелодией в исполнении флейты.
Интересным образом решен цветовой колорит работы – это локальные цветовые пятна, взаимодействие которых построено на контрасте друг с другом.
Красные яркие штаны гармонично сочетаются с тёмно-синим, почти чёрным мундиром, а белые элементы костюма и штиблет вносят живость и некоторую динамику в облик героя. Мане очень любил разного рода костюмы и нередко «примерял» на своих героях необычные образы.
Роль фона полностью нивелирована, а композиционное построение своей простотой напоминает работы Веласкеса.
Сам герой также очень примечателен. Он юн, но и поза, и взор выдают в нём серьёзное отношение к музицированию, а этот взгляд, смотрящий на зрителя, но сосредоточенный на игре, узнает каждый музыкант – флейтист играет и в этот момент существует только он и его музыка.
О том, кто этот серьёзный юноша критики спорят до сих пор: одни считают, что это настоящий музыкант-оркестрант, который специально позировал Мане, другие находят в чертах лица юноши сходство с сыном художника. Но в одном исследователи единодушны – это ещё одна работа мастера, которую смело можно причислить в разряд шедевров.
«Подавальщица пива» Эдуард Мане, 1879, 98×78 см, Музей д’Орсе, Париж
Мастерство мгновенно и точно схваченной ситуации, всегда характерной, всегда жизненно типичной, видно и в «Подавальщице пива» (1879; Лондон, Национальная галлерея).
Хотя Мане общался с молодыми художниками, он никогда открыто не разделял их убеждений. Картина "За кружкой пива", которую он выставил в Салоне 1873 и которая заслужила хороший прием, показалась многим досадной уступкой, поскольку в 1872 Мане сблизился с Клодом Моне и Ренуаром.
Работая на пленэре, художник добился блестящего успеха ("Моне в лодке у берегов Сены", 1874). Высветление своей палитры характерно для работ Мане 70-х годов; в те годы он пишет самые светлые свои работы: "Железная дорога" (1873), "В лодке" (1874), "Аржантёй" (1874). Но в 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отходит от них, оставляя место главы движения за Клодом Моне.
Он создает серию картин, отмеченных натурализмом Золя (портрет которого он написал в 1868) и Мопассана: "Нана" (1877), "Официантка в пивной" (1878), "В кабачке папаши Латюиля" (1879), "Бар в "Фоли-Бержер" (1881-1882). В этих работах художник еще больше углубляет выразительность зрительного чувства; о некоторых из них можно сказать, что в них отсутствует сюжет, настолько потрясающа гениальная импровизация в изображении лиц и атмосферы.
Известно, что Эдуард Мане очень любил творчество Франсиско Гойи, восхищаясь его композициями, колоритом и сюжетами. Нередко мастер и сам создавал картины на основе увиденного у Гойи. Такой работой является «Балкон», которая была закончена в 1869 году. Это переосмысленная версия «Махи на балконе» кисти Гойи.
На картине зритель может увидеть близких Мане людей – это художница Берта Мариозо (слева), с которой у мастера были сложные романтические отношения, известная скрипачка Фанни Клаус, член знаменитой «банды Мане» Антуан Гийеме и Леон Коэлла, внебрачный сын художника, которого, впрочем, он официально так никогда и не признал.
Цветовой колорит картины построен на контрасте белоснежных платьев со всей окружающей обстановкой. Внимательный зритель сразу увидит, кому из действующих лиц благоволил художник – образ Берты выписан со всей тщательностью и любовью. Однако полагать, что остальные герои не были столь аккуратно продуманы, будет ошибочным: сохранилось несколько эскизов Фанни Клаус, которые свидетельствуют о кропотливой работе над всеми деталями.
Законченная работа получилась очень одухотворённой и лиричной. Она была благосклонно принята публикой и допущена к выставке в Салоне, что невероятно воодушевило её автора и послужило творческим толчком.
В статье использована марка из коллекции volynko "Живопись на марках"
Этот пост был опубликован 2 года назад!
О других марках, которые избражены на блоке читайте здесь: В статьях «Завтрак на траве» Эдуарда Мане на марках Чад, Олимпия Эдуарда Мане на марках Чад,