Марке и Абруццо - последняя вводная

топ 100 блогов sibeaster06.06.2024 Итак исследования доселе неведомых для меня южных провинций (Мачерата, Фермо, Асколи-Пичено) области Марке и прибрежной части Абруццо я проводил из Чивитановы-Марке, немаленького прибрежного города-порта.

Поскольку все здесь для меня было в новинку, я ограничился простейшими средствами перемещения - поездами, ну и чуть-чуть попробовал радиально выезжать из Пескары абруццскими автобусами. С поездами в этих краях все просто: вдоль берега они в большом количестве носятся по Адриатической железной дороге. Носятся - это не преувеличение, даже обычный региональный поезд ("электричка") на перегонах преспокойно летает со скоростью 150 км/ч, а кроме них здесь еще ходят междугородние поезда Интерсити и скорые - Frecciarossa. В Чивитанове останавливаются все поезда, кроме самых скорых, и этим она ценна.

Далее из Чивитановы уходит вглубь материка линия Чивитанова - Фабриано, на которой находится несколько интересных городов (Сан-Северино, Толентино, Камерино и собственно Фабриано) и деревень с старинными церквами (бывшие монастырские - Монтекозаро, Сан-Клаудио, Фиастра).

Если следовать из Чивитановы на юг, то следующая важная станция - Порто-Сан-Джорджо, от которой до 1950ых годов можно было по местной линии доехать до еще одного интересного города Фермо; той линии давно уже нет, но до Фермо три раза в час ходят автобусы.

Еще далее на юг будет узловая станция Порто-д'Асколи, от которой вглубь страны уходит тупиковая линия в Асколи-Пичено - еще один очень интересный город с целым букетом хорошо сохранившихся романских храмов.

Естественно с каждым последующим ответвлением от основной магистрали плотность ж/д расписания падает, но оно все равно остается приемлемым. Из Чивитановы в Абруццо утром следовали два поезда - в 7-00 и 8-08, так что приходилось жертвовать завтраками (да-да, волшебными тортиками от синьоры Анны Лизы!), но Абруццо стоил такой жертвы. Обратно же в послеобеденное время поезда из Абруццо в сторону Анконы (и Чивитановы соответственно) следовали каждый час, так что никаких трудностей с возвращением не было.

Итак, следуя на поезде из Чивитановы на юг, можно последовательно прибыть на станции Джулианова, от которой по приемлемому расписанию ходят поезда по тупиковой линии в Терамо, и Сильви, где можно пересесть на автобус до города Атри. Терамо и Атри - это епархиальные города, соборы которых порадуют любого ценителся итальянской архитектуры.

Еще далее будет Пескара - город новый и потому мною пренебреженный, но от его автостанции по всему Абруццо катятся автобусы, так что доехать сюда мне пришлось несколько раз.

Ну а в Пескаре придется скорее всего пересесть, т.к. железная дорога здесь разветвляется на две важных магистрали: одна уходит на юг в сторону Апулии, другая через Апеннинские горы пробивается в Рим. Первая на мой взгляд сложновата для туриста, т.к. ее в целях повышения скоростного режима убрали в туннели с перенесением ж/д станций в неудобные места далеко от тех городов, которые тем станциям дали названия; м.б. все и разрешимо, но я решил пока не мучить себя. Потому что железная дорога Пескара - Рим гораздо удобнее и сулит массу открытий для путешественника, по ней я добирался до станций Торре-деи-Пассери, от которой пешком можно дойти до бывшего монастыря Сан-Клементе-ди-Казаурия, и Маноппелло, от которой можно взобраться на холм, увенчанный храмом Санта-Мария-ди-Арабона. Если ехать еще дальше, то там будут Пратола-Пелинья, от которой за час можно дойти до романского собора в Корфинио, и Сульмона - город Горация, папы Целестина V и множества церквей; но на столько дальние выезды я не решился...по некоторым причинам.

Итак по дням моя поездка сложилась так.

18 мая (суббота). Приехал из Болоньи в Чивитанову с пересадкой в Анконе.

19 мая (воскресенье). Поезд до станции Сан-Клаудио (на этой станции останавливается только пара поездов в неделю, и оба - в воскресенье), получившей имя от бывшего аббатства.
005-фасад
Это - не замок! Это у нас в Марке такие церкви...

Чтобы сесть на поезд далее, пришлось идти до следующей станции с поэтическим названием - Корридония-Мальяно, там недалеко, километра четыре по проселочной (но асфальтированной) дороге. Оттуда я доехал до Сан-Северино-Марке, в прошлом епархиального города, родины нескольких достойных художников. Увы, здесь я впервые увидел, как неприятны последствия землетрясений, уж восемь лет прошло с последнего (2016), но до сих пор на ремонте оба собора и местная пинакотека. Зато открыты романская церковь Сан-Лоренцо-ин-Далиоло (подсветка включается сама бесплатно!) и музей епархиальный (бесплатный!).
017-вид на Кастелло
Да, к старому собору нужно будет взбираться, а кому сейчас легко

20 мая (понедельник) был снова посвящен изучению объектов на железной дороге Чивитанова - Фабриано. Сначала была бывшая монастырская церковь Сантиссима-Аннунциата недалеко от станции Монтекозаро
Марке и Абруццо - последняя вводная 001
На самом деле там две церкви, одна над другой, обе с деамбулаториями (обходом вокруг апсиды), а верхняя - еще и с фресками.

Следующим пунктом был бывший цистерцинский монастырь Фиастра, расположенный в 4 км от станции Урбисалья-Сфорцакоста.
017-интерьер
Очень строго, зато бесплатно
То, что на карте выглядело проселочной дорогой, на деле оказалось очень оживленным шоссе, так что пришлось прижиматься к обочине и шарахаться от каждой встречной (да и догоняющей) машины. Но остался жив, как видите.

Третьим пунктом должен был стать город Толентино - епархиальный город, а также место жизни и кончины августинского святого Николая Толентинского. Увы. здесь последствия землетрясения 2016 года еще печальнее: фасад собора восстановлен, но смотреть нужно из-за забора, а вот базилика Сан-Никола с ценнейшими фресками XIV века закрыта и снаружи, и изнутри. Всё это я узнал, бегая под проливным дождем...
003-3-моление о Чаше
В этом месте даже Христос с апостолами пригорюнились...

21 мая (вторник) был по плану посвящен Асколи-Пичено. Все разрушительные войны XX века прошли мимо этого горного тупика, так что тут сохранилось просто баснословное количество романских церквей (не все открыты, но даже снаружи они внушают почтение). Кроме них и собора (частично на реставрации, но осмотру не мешает) побывал еще в местной пинакотеке, там собрание произведений местной звезды - Кола д'Аматриче (пришлось заплатить 8 евро - это была моя первая и чуть ли не единственная музейная трата в поездке)
Марке и Абруццо - последняя вводная
Нет это не собор, а маленькая заурядненькая церковь, стоящая над криптой всего-то V века!

Изначально Асколи-Пичено планировался на целый день (и это было оправданно - никто же не знал, что большинство церквей доступны лишь для наружного осмотра), но к обеду я уже освободился и вышел из обратного поезда на станции Порто-Сан-Джорджо, откуда на автобусе (бесплатном! ни в одном из близлежащих баров билетов не было, водитель махнул рукой и сказал: данунах, езжай с миром) приехал в Фермо. Автобус долго едет в гору, а в самом городе нужно карабкаться еще далее, чтобы попасть к собору, но оно того стоило!
Марке и Абруццо - последняя вводная
Роза без шипов - мечта Генриха VIII. Он такой девиз выбрал для своей пятой жены, она ему изменила, и ее пришлось казнить
А вот местные музейщики меня надули: билета только в пинакотеку они не продают, и вместо него мне всучили комплексный за 9 евро, который,, правда, действителен год, но все прочие музеи открываются только по выходным. Стыд и позор вам, жители Фермо, Италия слишком прекрасна, чтобы жить в ней обманом и надувательством!

22 мая (среда) был первый выезд в Абруццо. Сначала я прямым поездом (утренний 7-часовой поезд идет аж до Сульмоны) доехал до станции Торре-деи-Пассери, откуда за 20 минут можно без напряга дойти до бывшего монастыря Сан-Клементе-ди-Казаурия. Номинально это музей, но бесплатный!
Марке и Абруццо - последняя вводная
Подарки бывают разные: вот император Людовик II принимает от папы Адриана II мощи святого Климента Римского, которые в свою очередь были подарены папе нашими просветителями Кириллом и Мефодием

Следующим поездом я доехал до станции Маноппелло, откуда опять-таки минут за 20 можно, но уже с напрягом (холм больно крутой), дойти до бывшего монастыря Санта-Мария-ди-Арабона.
Марке и Абруццо - последняя вводная
На самом деле огромный недострой: мы с вами видим апсиду, а нефа за ней почти что и нет - деньги кончились...

Едва я вернулся на станцию, как началась гроза. Но стоило мне приуныть, как выяснилось, что мой поезд, на котором я должен был доехать до Пескары, чтобы пересесть на анконский, следует на самом деле до Терамо. Вообще-то на Терамо предполагался отдельный день, но коли уж карта попёрла...В общем в тот вечер я еще и грандиозный собор Терамо посмотрел.
Марке и Абруццо - последняя вводная
У презренных викингов с премерзкими чухонцами таких соборов никогда и не было - вот они и комплексуют, а то заедет туда случайно Sibeaster и засмеет их.
23 и 24 мая (четверг и пятница) были днями пляжно-купальными.

25 мая (суббота) снова была днем занимательных путешествий. Сначала я доехал на поезде до Пескары, где пересел на автобус до Москуфо.
Марке и Абруццо - последняя вводная
И только тырнет нам расскажет, какая красота там внутри

Нужная мне церковь в Москуфо оказалась не приходской, а кладбищенской, каких-либо шансов попасть внутрь у меня не было (но ничего, я вам сетевые фоточки интерьера покажу)...До обратного автобуса в Пескары у меня было три часа (по плану я должен был вернуться туда и пересесть на автобус в Пьянеллу), следующий мой пункт Пьянелла был где-то поблизости (на него до последнего были указатели на дороге), и я решил туда дойти пешком. Что тут скажешь? Если с одного холма ты видишь другой холм, это не означает, что путь короток; нужные 6 км от Москуфо до Пьянеллы были непрестанными подъемами, спусками и петляниями, но я дошел! Нужная мне церковь в Пьянелле - тоже не приходская, на двери были, правда, три телефона местных смотрителей, но время было к обеду, а обед - время святое. В общем, церковь в Пьянелле я тоже осмотрел только снаружи (а фоточки интерьера я вам из тырнета покажу), после чего уехал на автобусе в Пескару.
Марке и Абруццо - последняя вводная
Мастер Акуто из далекого XII века такими увидел апостолов Петра и Павла

Теоретически на выезды Пескара-Москуфо-Пескара и Пескара-Пьянелла-Пескара был запланирован целый день, но я уже к двум часам дня окончательно вернулся в Пескару, побывав в обеих точках. И тут мне пришло в голову исполнить отложенный до лучших времен план Б: увидеть церковь Сан-Либераторе близ Серрамоначески. Автобусы туда ходят парами: два утром оттуда, два в обед туда, затем оба к вечеру едут в Пескару и к ночи окончательно возвращаются в Серрамоначеску. Супернеприятное для туриста расписание, но оказавшись в обед в Пескаре, я решил рискнуть! О! Автобус последние полчаса от станции Маноппелло (да-да, той самой, где я был в среду) ползет в горы до города Маноппелло (который к станции имеет никакого отношения), оттуда взбирается в горы еще выше, чтобы довезти желающих до Летоманоппелло, где якобы находится Нерукотворенный образ Спасителя (там такая история, что поверить в нее я не могу! вот просто не могу!), а затем лезет еще выше - в Серрамоначеску. От этого городка до нужной церкви еще минут 20 крутого подъема по ущелью к церкви Сан-Либераторе.
Марке и Абруццо - последняя вводная
Вот так посреди ущелья, высоко в горах стоит открытой такая церковь
Это был великий подвиг, но он удался)))

26 мая (воскресенье) и 27 мая (понедельник) были пляжно-купальными. Я слегка перестарался, потому что во вторник к середине дня во время поездки я вдруг почувствовал характерные признаки теплового удара: в глазах потемнело, резко и неумолимо захотелось спать, тело горело. А ведь был в панамке все время пребывания на пляже, а зонтик...ну какой зонтик в 22 градуса. Пришлось вторую половину вторника провести дома, регулярно стоять под холодным душем и пить много воды. Южное солнце коварно...

28 мая (вторник) я на поезде доехал до станции Сильви, где пересел на автобус до Атри. В Атри собор не менее (а м.б. даже более, т.к. сохранилось много фресок) грандиозен в Терамо, так что пропускать его не стоит. А вот епархиальный музей находится на реконструкции, и открывают его для посетителей только в выходные. О приключениях второй половины того дня написал выше...
Марке и Абруццо - последняя вводная
Такое вот Благовещение наоборот: вечно юный Гавриил сообщает уже совсем немолодой Деве, что Ей предстоит умереть

29 мая (среда) была посвящена закреплению пройденного в прошлом году материала: я съездил в Лорето и Анкону. В последней на этот раз удалось попасть в собор, который в прошлый раз был закрыт на обед (а в этом году почему-то нет! По крайней мере в 14-30 он был открыт), а вот пинакотека тамошняя закрыта на долгую реставрацию.
Марке и Абруццо - последняя вводная
Ой, да это же Sibeaster со своими читателями нас заметил! Ну всё теперь, прощаемся со спокойной жизнью - эти русские нас теперь зафотографируют до смерти.

30 мая (четверг) был сложно-составным: утром я вновь вернулся к пляжно-купальным радостям, а к обеду небо затянуло, и обещали дождь, так что я на поезде уехал в Фабриано. В прошлом году мой поход по тому городу был неудачным, в этот же раз Фабриано, можно сказать, облобызал меня: я побывал в соборе, оратории Карита и епархиальном музее (который опять-таки бесплатный). Возможно, мне опять повезло: вообще-то вечером в Фабриано праздновали Corpus Domini, архиерейская месса предполагалась в церкви Сан-Никола аж в 21-00, после чего процессия должна была перенести св. Дары в собор; по этому случаю собор должен был быть закрыт для туристов, но его открыли ради приехавших на экскурсию итальянских пенсионеров, ну а я к ним примазался.
Марке и Абруццо - последняя вводная
Вообще-то Рождество написано великим фабрианцем Аллегретто Нуци, но оно запрятано в таком укромном углу местного собора...Не всякий осмелится в ту щель пролезть.

31 мая (пятница) был первым по-настоящему жарким днем - до 27 градусов, так что целый день был на пляже (хотя нет! на пару часов уходил домой - нельзя было допустить еще один удар)

1 июня (суббота) была днем слез: я уехал на перекладных поездах в Болонью и улетел оттуда в Стамбул.

Сайт Трениталии, надеюсь, известен всем. А вот сайт TUA (Transporto Unico Abbruzzese) будет очень полезен. Он значительно улучшился в последнее время, в частности стало проще искать расписание автобусов: вводишь коммуну отправления и коммуну прибытия, сайт тебе выдает активные ссылки на расписания автобусов между ними, по ссылкам можно скачать pdf-файл. Интересно устроена система оплаты в той TUA: в барах практически не продают билеты, но в автобусе работает автомат, который и компостирует билеты (если ты все же где-то их найдешь на земле), и продает их. Но оплата проезда по-зонная, т.е. для покупки билета нужно знать количество зон, которые ты проехать собираешься. А поскольку тайна сия велика есть, я ездил зайцем. И большинство местных, насколько я мог видеть, поступают также.

Как понимаете, теперь вам предстоит (хотя ведь никто не заставляет) многомесячный виртуальный тур по следам автора по Марке и Абруццо...

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сейчас в Нью-Йорке проходят презентации, где разные телеканалы рассказывают о новинках нового тв-сезона. В понедельник телеканал FOX презентовал свои премьерные проекты. Мероприятие посетили актеры сериалов, которые транслируются на FOX. Дженнифер Лав Хьюитт (она присоединилась к ...
Друзья! И снова виолончель! Может есть у кого нормальные ссылки? А то в интернете только какие-то непонятные обменники, откуда скачать невозможно, например,  ftp2share.com . ps/ Спасибо откликнувшимся: langolier555 за полную коллекцию! schummm ...
Знаете, да, такое выражение? Почему именно до седьмого? И что означают вообще проклятия или наоборот "помощь" предков? Учёные ведь уже дошли до понимания того, что гены в течение жизни могут изменяться под влиянием мыслей и слов. Видимо, и поступков — тем более. Черниговская говорит, что ...
...Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал тревожным сигналом призыв президента Украины Владимира Зеленского реформировать или отменить формат минских соглашений по урегулированию конфликта на востоке Украины. Такую позицию господин Зеленский озвучил ранее в интервью ...
1) ПКР на третьей подветке эсминцев СССР 2) Линкоры и крейсера Франции (ГДЕ БЛЯТЬ БРИТАНСКИЕ ЛИНКОРЫ?!) 3) Полноценная азиатская ветка эсминцев 4) Уберут ALT атаку плоскопалубному говну 4-5 уровня 5) Введут премами Алабаму, Рому и Графа Цеппелина 6) В игре 40% линкоров, и это надо ...