Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

топ 100 блогов aeruphobia14.03.2021 два стареньких фильма о голливудской кухне и об актрисах со сложной судьбой и недолгой жизнью.
оба небезупречны, хотя первый мне больше понравился, и оба можно смотреть из культурологического интереса.
под катом довольно много скриншотов.


Босоногая графиня
The Barefoot Contessa
1954, режиссер Джозеф Манкевич

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

в поиске новых лиц группа кинопроизводителей по велению спонсора-миллионера пытается завербовать в Испании красивую танцовщицу Марию Варгас (Ава Гарднер). уже в ходе знакомства становится ясно, что девушка не привыкла легко вестись на уговоры, да что там - добиться даже небольшой беседы было сложно, и далеко не с первого раза это удалось только режиссеру Гарри Доусу (Хамфри Богарт). Мария - натура противоречивая, и найти ключик к ней может только тот, кто "спасет" ее от ненужных ей притязаний на ее личность, руку, свободу, чувства.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

примерно таким ключиком пользуется Гарри, уговаривает ее на пробы и становится другом на всю ее недолгую жизнь.
это не спойлер - фильм начинается с похорон Марии, остальное - флешбэки.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

это история золушки кинематографа, отчасти основанная на биографии Риты Хейворт. испанское происхождение, танцевальное прошлое, непростой климат в семье (Риту домогался отец, а у Марии была мать-тиранша). прыжок от бедности к славе был непростым - пришлось во многом себя ломать и перекраивать. но самое сложное для Марии было найти себе достойную пару.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

из-за некоторых особенностей характера и привычек она доводила своих мужчин до бешенства - транжирила их деньги, изменяла, отказывалась признавать себя чьей-то безраздельной собственностью. яхты, казино, киностудии сменяли друг друга, а у Марии не было человека, которому она бы доверилась полностью, кроме Гарри - но он был счастливо женат.
и когда очередной спаситель предложил ей руку и сердце, их любовь стала взаимной, а состояние и титул графа вполне могли обеспечить обоим безбедную жизнь, оказалось, что и в этой ситуации есть огромная проблема.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

интересно, что ни танцы, ни съемки практически не показаны на экране. бесконечные переговоры, перемалывание косточек дельцам киноиндустрии, производственные совещания да тихие откровения героини занимают львиную долю времени. остальное - картинки из жизни богемы и элиты, порой карикатурные и довольно меткие.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

Ава три недели училась танцевать фламенко, но мы его не увидели. зрителю досталась только какая-то гавайская хула в цыганском таборе - правда, довольно завораживающая.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

Мария преломляет ощущение своей свободы через обувь. в ее детстве туфли были почти недоступны, и в трудные моменты она зарывалась в пыль босая. это отложилось на всей ее жизни, разуваясь, она чувствовала себя более защищенной. когда верный друг, увидев мертвую актрису, первым делом снимает с нее туфельки - оо какой говорящий момент...

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

фильм мог бы здорово выиграть от сокращения диалогов.
Манкевич назвал его "лучшим среди худших" своих фильмов.
Аву упрекали в не слишком искусной игре. зато она красивая, красиво двигается, изящно, хоть и порой вульгарно одетая, и в нашей озвучке ей достался приятный голос.
уже не слишком молодой (одна из последних ролей), больной Богарт создавал образ самого обаятельного мужчины фильма с трудом, запарывая дубли своим кашлем.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

тем не менее фильм оставил свой след в истории кино - стал источником вдохновения для режиссеров (например, Трюффо), музыкантов и даже одной кулинарной передачи (не поняла почему).
визуальная сторона, качество цветной съемки, операторская работа, нуарный стиль высоко оценены критикой.
в фильме также снимались Эдмонд О'Брайен, Валентина Кортезе, Мариус Горинг, Россано Браззи, Элизабет Селларс и другие.



Легенда о Лайле Клэр
The Legend of Lylah Clare
1968, режиссер Роберт Олдрич

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

Голливуд, 1960-е.
20 лет назад не стало известной актрисы Лайлы Клэр.
история ее восхождения головокружительна - из проститутки в кинодиву.
история ее гибели подозрительна - то ли она упала с лестницы, то ли ее скинули, то ли она убила второго упавшего с лестницы, то ли он ее.
безутешный режиссер, вдовец Лайлы, затевает фильм о своей любимой.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

совершенно случайно находится двойник Лайлы - девушка в очках с вавилонами на голове, которую переодеть и причесать - вылитая легенда, только темперамент никуда не годится.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

Эльзе показывают съемки с Лайлой, погружают ее в жизнь звезды и наконец устраивают небольшой перформанс, выход Эльзы в котором не только поражает сходством с покойницей, но и явно запускает какой-то механизм, в результате которого она и поступки совершает, свойственные только Лайле и никому другому.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

но вот беда - примерив на себя этот образ, Эльза уже сама перестает понимать, кто она, и воображает, что режиссер переносит на нее чувства, которые испытывал к жене.

сюжет на самом деле получился очень интересный, сценарий чуть похуже, диалоги затяжные и навевающие скуку, постановка и актерская игра ученического уровня, флешбэки сняты до смешного топорно.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

киношно-продюсерская кухня показана будто бы в сатирическом ключе, но это откровенно уныло.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

Ким Новак в главной роли катастрофически непривлекательна. оператор все время как будто издевается над ней, норовя подловить неудачные ракурсы, третий подбородок, втянутую в плечи голову. челка до носа и белые тонкие губы ее уродуют. зловещий хриплый хохот - как из плохого хоррора. трансформация из синего чулка в дамочку вамп граничит с шизофренией, но не с искусством перевоплощения. все, что есть в ней хорошего - ладная тонкая фигурка, которую она постоянно демонстрирует в одежде и почти без.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

с трудом верится, что это Олдрич, которого я видела немного, но это было качественно и талантливо.
притом что и финал ударный, и отдельные моменты вполне впечатляют, но все вместе - я с трудом заставляла себя продолжать, и вторая половина немного оправдала эти усилия, особенно концовка.

собственно, и создатели фильма, и актеры им тоже не гордились, Новак так и вообще вышла из зала, а критика ожидаемо заклевала. сейчас фильм называют недооцененным, это странная формулировка. это плохо, но не настолько, чтоб уже было хорошо.

хотя есть, конечно, и интересные акценты.
что можно принести в жертву ради успеха фильма - а все, вплоть до.
"я не сплю с актрисами до конца съемок, потому что они начинают из тебя вить веревки".
"человек делает страшную ошибку, и единственное его утешение - это мысль, что он хоть чему-то научился. а потом набирается смелости начать все снова. и вдруг понимает, что все, чему он научился - это сделать ту же ошибку. может быть, немного по-другому."

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

на самом деле в фильме три легенды.
первая - сама Лайла, с ее загадочной историей.
вторая - как попытались изменить для общественности истинный финал ее жизни, еще до начала сюжета.
третья - та, которая создается на глазах у съемочной группы, а потом у зрителей. очередное изменение финала, обошедшееся чересчур дорогой, невыносимой ценой.

много героев-мужчин, и все сливаются в какую-то безликую массу. кроме одного или двух - да и то потому, что я Боргнайна выучила, а его сложно не выделить из толпы.
с женщинами получше - тут есть подруга вдовца, морфинистка и блудница с порочным лицом, и скандальная репортерша, норовящая всех потроллить, и . вот они запоминаются.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

как водится в таких сюжетах, фильм наверняка изобилует отсылками и аллюзиями, но это та сфера, в которой я не знаток. сюда же - множество тривиальных моментов типа садовника-мачо.
сцена с портретом Лайлы - один в один "Ребекка" Дюморье, правда, это лишь эпизод, остальная история похожа, но скорее как перевертыш.

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

а вот для Тарантино этот фильм сам стал источником отсылок - финальная рекламная вставка послужила прототипом для пары эпизодов в "Однажды... в Голливуде".

Мария, Лайла, Эльза и Голливуд

помимо Ким Новак, в фильме снимались Питер Финч, Эрнест Боргнайн, Росселла Фальк, Корал Браун.

также тут

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Эль-Мюрид давеча, как он сам сообщил, совершил вылазку по России, проехал по нескольким городам и констатировал с удивлением, что народ в целом уже притерпелся к текущему уровню запугивания и санитарного террора, покорно тянет лямку и практически ни на что уже не обращает внимания – как, ...
Два очень похожих проекта, но один — безликое говно, проект, которых миллион. А второй — лаконичный образ и красота. Прекрасный пример важности пропорций. ...
Некоторые называют этот застой стабильностью, но сути это не меняет. День ото дня застой крепчает. И конца края этому застою не видно. Многие сравнивают ситуацию с эпохой позднего Брежнева. Всё вокруг засушено. Любые проявления общественной жизни вытоптаны и выхолощены. Еще несколько лет ...
Сегодня нам обещали минус 30, но на деле температура опустилась до минус 23. Сейчас -24, мороз и солнце. Зима, уходи уже восвояси! И, несмотря на мороз, мне пора начинать писать списки и замачивать семена первой части помидоров. По этому поводу я даже нарисовала помидорную картину. ...
Это Наталья Ветлицкая. У нее круглый юбилей в августе. То ли 20 то ли 30 лет. Целая эпоха перемен. Настоящая народная артистка. Народ тащился от нее. От скромной "Изменения в природе" и от откровенной хуйни с каким-то блёклым жуликом Смеяном, которые тогда стадами паслись в ...