Мария Клюкина "Великая Чердынь"

Великий Новгород был не единственным, кто пытался прибрать к рукам богатые пермские земли. На них всё чаще поглядывали московские князья, которые очень быстро составили конкуренцию новгородским купцам.
Так, чтобы ослабить влияние Великого Новгорода в Северном Приуралье, епископ Коломенский Герасим, который в то время исполнял обязанности московского патриарха, послал в 1379 году иеромонаха Стефана Храпа на своего рода миссионерскую разведку «иде в землю Пермскую на Вычегду на проповедь слова Божия». Мать Стефана была коми-зырянкой, благодаря чему Стефан успешно перевёл на местный коми-зырянский язык Священное Писание. Это здорово облегчило его задачу по евангелизации Перми и будущему сближению её с Москвой.
Стефан осторожно начал свою христианскую миссию в селении Пырас (в месте впадения Вычегды в Северную Двину), но скоро уже уверенно перебрался на территорию большого языческого святилища возле поселения Йемдын (сейчас Усть-Вымь), где был основан Михайло-Архангельский монастырь.
В 1383 году здесь образовалась Пермская епархия, во главе которой Дмитрий Донской поставил Стефана Храпа. Центром Пермской епархии стал городок Усть-Вымь.
Так русские постепенно начали закрепляться на пермской земле. Успех миссионерской деятельности в Перми Вычегодской побудил московских князей к дальнейшей экспансии на восток.
"Загадки истории".
|
</> |