Мария Кикоть «Исповедь бывшей послушницы»

топ 100 блогов kagury21.07.2022

Это автобиографическая книга, которая несколько лет назад, когда она только была опубликована, вызвала порядочное количество скандалов и обсуждений. Автор рассказывает собственную историю жизни в монастыре (даже в нескольких), что позволяет посмотреть на закрытые от простого обывателя будни православной обители. Читается все это взахлеб, от книги буквально невозможно оторваться. Надо отдать должное, хотя автор рисует весьма неблаговидный облик монастырской жизни, книга написана весьма корректно, и скорее повествует о фактах, чем пытается кого-то обвинять (нет, обвиняет, конечно, но не зацикливаясь на этом). Однако, из последующих интервью и текстов (в книге этого нет) можно понять, что полученный опыт напрочь отвратил ее не только от попыток пожить в монастыре, но и от религии в целом. Пожалуй, эта книга наиболее ярко и буквально рисует принцип «не ходи в чужой монастырь со своим уставом».

Наверное, каждый неофит, приходящий в монастырь, ищет там не только Бога, но и определенного внимания к себе, совершившему этот шаг, рассчитывает на круг не просто единомышленников, а сестер(братьев) во Христе, своего рода – спокойное уютное и надежное место, где может быть трудно, но хорошо. Находит ли?

фото со страницы http://stnikolamon.ru/v-chernoostrovskoj-obiteli, где можно найти иной взгляд на эту книгу
фото со страницы http://stnikolamon.ru/v-chernoostrovskoj-obiteli, где можно найти иной взгляд на эту книгу

Многие вещи искренне удивляют. Понятно, что жизнь послушниц и монашек подчинена строгому режиму, но я не ожидала, что в нем практически нет места собственно Богу, ради которого многие в монастырь и идут. И это, пожалуй, самое нелогичное. Почти все время, которое не сон, занято различными послушаниями (в основном, это низкоквалифицированный и тяжелый труд – помыть, убрать, приготовить, корову подоить, навоз разгрести, поработать сиделкой и т.д.) среди которых не всегда находится даже возможность посетить богослужение(!). Подъем в 5 утра, отбой в 23 часа, это уже само по себе жесть, хотя 6 часов сна при нормальном распорядке и должной привычке, наверное, достаточно. Практически каждое действие, чуть за границами (а часто и в границах) послушания требует отдельного благословения. Вплоть до лечения и получения лекарств. Телефон, паспорт – хранится у настоятельницы. Дружба и даже общение между сестрами и послушницами не то, что не поощряется, но фактически запрещены. Еда – впроголодь, недосып, тяжелая постоянная работа – тут явно не до духовного совершенствования. Но, в конце концов, очевидно, находится немало людей, находящих в таком существовании определенные достоинства, и гордящиеся своим смирением и послушанием.  И если бы эта стадия была неким барьером на пути к чему-то большему и высшему, она, вероятно, была бы оправдана. Но если за ней что-то и есть, то только более комфортные условия существования, за счет роста в церковной иерархии, а вот насчет, собственно, духовного роста – как-то непонятно. Оснований для него при имеющемся режиме как-то незаметно разве что человек изначально был святым (книги читать не благославляют, даже тексты святых отцов, обсуждения никакого нет, религиозных занятий, проповедей и тому подобного тоже не имеется).

Кстати, мотив послушания – вообще очень интересная тема. Не первый раз встречаю рассуждение о том, что в православии вообще-то не важна личность того, кто приказывает, и суть того, что приказывают, важен сам процесс – выработка умения подчиняться чужой воле, задавив собственную, потому что, в конце-концов, все в руках Бога. Но мне и веление убить своего сына, как проверка на вшивость, никогда не казалось нормальным.

Культ и безраздельная власть игумении – отдельная проблема, и весьма неприятная, но видимо, довольно распространенная. Например, Мария пишет, что любые беседы с матушкой возможны только в коленопреклоненном состоянии (!). Уже этого, казалось бы, достаточно, чтобы бежать без оглядки, но нет. Многие живут годами и находят это нормальным. Остаются ли они при этом в своем уме? Или монастырь для большинства – это билет в один конец?

Меня удивило, что монастырь помимо одиноких девушек и женщин принимает к себе мам с детьми, при этом мамы живут на скромном положении послушниц (общая комната в отличие от отдельной кельи и больше работы, чем у монашек), а детей сдают в приют при монастыре, причем мамам практически не разрешается с детьми видеться. Наверное, бывают совсем безнадежные ситуации, когда больше некуда, но судя по книге, в большинстве своем у этих людей есть как минимум, родители и дом. И при этом обречь себя и собственного ребенка на унылую жизнь, без перспектив вообще…

В книге в основном идет речь об одном конкретном монастыре, но параллельно описывается и несколько других, небольших, но с более человечным укладом жизни, особенно это относится к монастырю в Израиле, который больше коммуна, чем монастырь (и это выглядит как-то куда нормальнее).

Да, можно говорить о том, что просто этой конкретной девушке не подошла монастырская жизнь. Но я полагаю, что большинству людей с высшим образованием и мозгами она точно также не подойдет. 

Вообще, меня всегда удивляло недружелюбие РПЦ в отношении своих потенциальных прихожан в сравнении с католическими или протестантскими организациями. Ну знаете, вот эти вот все злобные лица церковных старушек, невнятное бормотание попов, всучивание грязных платков, вечные поклоны, прилюдная исповедь (не в закрытой кабинке, а не глазах у всех) и тому подобное. Почему в РПЦ до сих пор сохраняются эти нелепые традиции, когда остальные христианские конфессии уже давно перешли к формату максимального благодушия по отношению к прихожанам? Достаточно зайти в какую-нибудь протестантскую церковь, например, чтобы ощутить разницу. Проповедь на понятном языке и о важных вещах вместо невнятного церковно-славянского ни о чем. Никаких жестких требований к одежде, скамейки для прихожан, а не стоячие службы. По окончании службы священник обычно выходит и лично прощается с каждым. Да, возможно, церковь таким образом становится больше клубом, чем сакральным местом. Но в ней рады людям, а не презирают их.

Интересно было бы для сравнения почитать книгу о современной жизни в каком-нибудь католическом или протестантском западном монастыре.

Как считаете, поднимаются ли в конце концов пришедшие в монастырь над рутиной бытия, или застревают в бесконечном беге в колесе послушаний и богослужений, теряя здравый смысл?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Чёй-то ты, Несравненнов, без удовольствия пьёшь. - сказал Аутлуков, входя в сторожку гаражного кооператива. Отставной майор фыркнул, но, допил. - Мадам Обкомова приходила.  - пояснил он. - Сука. Эдик рубашку одел не ту, какую она ему велела. Ну и мне досталось: я его, типа, ...
Сегодня группа компаний "Онэксим", принадлежащая Михаилу Прохорову впервые представила изображения 2-х гибридных авто-прототипов городского хэтчбека и небольшого кроссовера, которые разрабатываются в рамках проекта "Городской автомобиль". ...
View Poll: #1994186 ...
Папа Никиты "Бесогона" -  Сергей Михалков тоже любил политическую сатиру. Писал эпиграммы. вот, например, про пастернак: Оказалось - пророческие. Что такое сегодня пастернак для русского человека кроме как экзотическая приправа? Должно быть, успею дожить и до ...
возникла идея опроса про деньги, точнее про доходы. ответьте, плиз, на 2 вопроса, если не в лом. вопросы для лейдиз: 1. в вашей идеальной картине мира, каков должен был бы быть ваш ежемесячный доход для того, чтобы вы чувствовали, что жизнь удалась, ...