Марина Степнова "Сад"


Я не гонюсь за книжными новинками, а таковыми я считаю то, что вышло в течении года, что само по себе несколько спорное определение и читаю достаточно оперативно только то, что по-настоящему заинтересовало своей аннотацией. Про Марину Степнову, честно говоря, я вообще ничего не слышал, пока в прошлом году не началась шумиха с выходом ее нового романа (теперь я планирую и с другими ее произведениями ознакомиться при случае), однако меня заинтересовал не сам факт этой шумихи, а то, о чем именно написан "Сад", заинтересовала сама анонсированная читателям история, история о жизни и судьбе позднего ребенка в аристократической русской семье 2-й половины XIX века.
Начало романа вызвало у меня целый ряд вопросом и сомнений, правильно ли я сделал, взявшись за эту книгу, которые правда потом снялись и развеялись сами собой. Во-первых, я до конца не понял, что это, стилизация под классический русский роман, российский аналог очень популярного сейчас жанра неовикторианского романа, то и другое вместе, или что-то еще. Скажу честно, прочитав роман, я скорее склонен воспринимать его действительно как что-то среднее между стилизациями под русскоий и английский классические романы. Во-вторых, мне показалась абсолютно неправдоподобной главная идея романа, мне в нее не верилось вообще. При этом, я вполне могу допустить, что во 2-й половине XIX века подобная история могла произойти, в жизни чего только не бывает, но как-то мне это показалось излишне надуманным. И в-третьих, у меня возникло ощущение, что он неправильно написан. Опять же, это не означает, что он плохо написан, просто читателю в моем лице было не очень комфортно его читать по целому ряда причин, особенно 1-ю половину произведения, настолько не совпадали мои представления о том, как строить текст, с тем, что я получил на выходе. Однако, это написано талантливо и в результате он не стал нечитаемым, как если бы это происходило от неумения автора строить сюжет, скорее наоборот, читать было увлекательно, но все время где-то кололо. Самое интересное, в одном из интервью Марина Степнова сама об этом сказала, что нарушила целый ряд писательских конвенции но при этом отметила, что так делать изначально не собиралась, что поняла это лишь постфактум. На самом деле, это не важно, так как в итоге получилось хорошо.
Вернусь к мысли, что мне не очень верилось в главную предпосылку развития сюжета, но вот когда дело дошло до мелочей, до каких-то локальных историй и разного рода сюжетных
вставок, то здесь я абсолютно провалился в текст, это правда очень хорошо и увлекательно написано, а финал, очень грустный по своей атмосфере, так вообще один из ярких примеров, как нужно заканчивать книгу, чтобы читатель не чувствовал себя обманутым.
Также стоит отметить, что в романе, при всей его "неправильности", все составные элементы произведения имеют свое значение и не являются лишними и необязательными. Несколько раз у меня были ощущение, что такой-то и такой-то момент повествования здесь лишний, но потом выяснялось, что он был нужен и по ходу развития сюжета становилось понятно, зачем именно.
Одним словом, это очень сильно и качественно написанный роман, хотя с самого начала это казалось далеко не очевидным и лишь дочитав его полностью, понимаешь, насколько это хорошее произведение, которое безусловно заслуживает того, чтобы его прочитать.
|
</> |