Мари-Анри Бейль (Стендаль)
ariananadia — 08.02.2022
Портрет Стендаля кисти Сёдермарка
(1840)
Мари-Анри Бейль (
23 января 1783, Гренобль — 23 марта 1842, Париж) —
французский писатель, один из основоположников психологического
романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее
важные произведения опубликовал под именем Стендаль.При жизни был
известен не столько как беллетрист, сколько как автор книг о
достопримечательностях Италии.Мэри - Анри Бейль , известный
всему миру как Стендаль - одна из наиболее заметных фигур в
литературе своего времени. Ему посчастливилось жить в переходный
период, застав как старый режим, так и эпоху Наполеона, возврат к
монархии (Реставрацию) и Июльскую революцию, Стендаль стал
свидетелем вступления Франции и Европы в современную
эпоху.
Гренобль
В живописной долине, окруженной
заснеженными пиками Верков, Бельдон и Шартрез, уютно расположился
красивый город – родина известного французского писателя Стендаля.
Гренобль – научный, исторический и культурный центр региона Рона –
Альпа. Вблизи города находятся самые знаменитые и популярные
горнолыжные курорты страны, но не только этим знаменит Гренобль. В
исторической части города сосредоточены главные
достопримечательности: средневековые храмы, интересные музеи,
старинные особняки, крепость Бастилия и множество
памятников.
Дом,в котором проживал Стендаль
вместе с дедушкой
Музей расположился в бывшей квартире дедушки-врача Стендаля, куда
переехал писатель в 7летнем возрасте после смерти матери.
В музее есть картинная галлерея с портретами родственников, друзей
и учителей Стендаля. Кабинет, которым он иногда пользовался,
коллекция минералов и окаменелостей его деда, и вид на знаменитую
террасу, которую дед врач устроил поверх фрагмента древне-рисмкой
стены, а давние времена окружавшей весь город. Попадая в этот
музей, из-за расположения и тишины, как будто попадаешь на 200 лет
назад.
Атмосферный музей, и при этом очень
современный и приятный.
В Гренобле особенное отношение к
Стендалю. В 1933 г. в здании городской ратуши открылся музей
писателя. Некогда эти комнаты принадлежали семье адвоката Бейль,
здесь же родился и провел свои первые годы жизни Мари-Анри. В трех
залах выставлены рукописные тексты романов Стендаля, портреты
писателя и членов его семьи.
Помимо музея много памятных мест,
связанных с именем знаменитого уроженца Гренобля: дом №12 на ул.
Жана-Жака Руссо,
лицей Стендаля (бывшая центральная
школа, где учился писатель).
дом деда
Стендаль, уроженец Гренобля, рос и
ненавидел свое существование в этом городе, и очень хотел оказаться
в Париже, жизнь в котором полна приключений. Он признавал позже ,
что его тоска по Парижу была взращена под влиянием его отвращения к
Греноблю. Здесь он чувствовал, и как сильно влияние его отца, и
духовного наставника, так и явный провинциализм Гренобля. Именно
поэтому, попав в Париж в ноябре 1799 года, буквально через день
после того, как Наполеон пришел к власти после завершившегося
удачно Брюмерского переворота (9 ноября), Стендаль был полон
великих надежд и ожидания новых свершений.
&
Несмотря на большие надежды, он
скоро разочаровался в Париже и решил вернуться к изучению
математики. Париж, как оказалось, не был кладезем приключений,
которых он ожидал. Стендаль не смог завершить свои занятия, и,
кроме того, его здоровье ухудшилось.
Мемориальная доска на улице Ришелье,
61, 2-й Париж. «Здесь Стендаль жил с 1822 по 1823 год. В доме 69 на
этой же улице он написал «Променады в Риме», «Красное и черное». »
Судьба больше не привела писателя в родной город, и он умер в
Париже в 1842 году.
С именем Стендаля в Гренобле связано
несколько памятных мест.
Улица Жан-Жака Руссо, 14 в Гренобле,
внесенная в список исторических памятников с 2000 года. Дом, в
котором родился Стендаль.
Родился 23 января 1783 года в
Гренобле в семье адвоката Шерюбена Бейля. Генриетта Бейль, мать
писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его
воспитанием занимались тётка Серафи и отец. С ними отношения у
маленького Анри не сложились.
Анри Ганьон (1728-1813), дедушка
Стендаля по материнской линии.
Тепло и внимательно к мальчику
относился лишь его дед, Анри Ганьон. Позже в автобиографии «Жизнь
Анри Брюлара»
Стендаль вспоминал:
«Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри
Ганьоном. Этот редкостный человек в своё время совершил
паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно
принят…»
Полина Бейль (1786-1857), сестра
Стендаля.
Анри Ганьон был поклонником
просветителей и познакомил Стендаля с творчеством Вольтера, Дидро и
Гельвеция. С тех пор у Стендаля зарождается отвращение к
клерикализму. Из-за столкновения в детстве с иезуитом Райяном,
который заставлял его читать Библию, Стендаль всю жизнь испытывал
ужас и недоверие к священнослужителям.
Учась в гренобльской центральной школе, Анри следил за развитием
революции, хотя вряд ли понимал её важность. Проучился в школе
всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь
латынь. Кроме того, он увлекался математикой, логикой, занимался
философией, изучал историю искусств.
В Гренобле Стендаль провел первые
восемь лет жизни в доме №12 на улице, которая сейчас носит имя
Жана-Жака Руссо, а затем переехал в дом своего деда, стоявший рядом
с площадью Гренет. Дед писателя Анри Ганьон был известным в городе
доктором, юный Стендаль запомнил уют этого дома и описал его в
своем автобиографическом романе «Жизнь Анри Брюлара».
Затем он уехал в Париж, поступил на
военную службу и благодаря ей посетил Италию (участвуя в
итальянской кампании Наполеона), Германию и даже Россию, при этом
своими глазами наблюдал сражение у Бородино в 1812 году.
Сегодня этот дом можно посетить.
Будущий писатель учился в центральной городской школе, сейчас в
этом здании размещается лицей, названный его именем. За школьной
партой он провел три года, изучая латынь, математику, логику,
философию и историю искусств. Также он брал уроки рисования у
Луи-Жозефа Жея, основавшего в Гренобле один из первых во Франции
провинциальных музеев.
Жители Гренобля воздали должные
почести таланту своего земляка, открыв в 1933 году в квартире, где
родился писатель, музей Стендаля. Он расположен в здании бывшей
городской ратуши, где для наследия писателя отведено несколько
комнат. В музее можно увидеть рукописи его романов, портреты самого
Стендаля и членов его семьи, а также бюст писателя.
Это музей, полностью посвященный
знаменитому писателю. Это подходящее место для тех, кто любит
литературу. Место музея, в прошлом, был дом дедушки писателя
и музей позволяет посетителю окунуться в атмосферу буржуазной
квартиры, где Анри Бейл провел часть своего детства, и приблизиться
к творчеству будущего писателя. Многочисленные картины изображают
семью и профессоров Стендаля в итальянской гостиной. В исследовании
представлены работы из библиотеки доктора Ганьона, деда Стендаля, в
то время как кабинет естественной истории украшен минералами и
чучелами животных.
В то время, когда Стендаль
сформулировал свои эстетические взгляды, европейская проза
находилась всецело под обаянием Вальтера Скотта. Передовые писатели
предпочитали неспешное развёртывание повествования с обстоятельной
экспозицией и пространными описаниями, призванными погрузить
читателя в среду, где происходит действие. Подвижная, динамичная
проза Стендаля опередила своё время. Он сам предсказывал, что его
смогут оценить не ранее 1880 года
Андре Жид и Максим Горький
характеризовали стендалевские романы как «письма в
будущее».
И действительно, возрождение
интереса к Стендалю пришлось на вторую половину XIX века.
Поклонники Стендаля вывели из его произведений целую теорию счастья
— так называемый «бейлизм», который предписывал «не упускать ни
одной возможности насладиться красотою мира, а также жить в
ожидании неожиданного, находиться в постоянной готовности к
божественной непредвиденности». Гедонистический пафос творчества
Стендаля унаследовал один из крупных французских писателей Андре
Жид, а доскональный анализ психологических мотивировок и
последовательная дегероизация военного опыта позволяют считать
Стендаля непосредственным предшественником Льва Толстого.
В городской ратуше несколько комнат
посвящено Стендалю
Психологические воззрения Стендаля
не потеряли своего значения до наших дней. Так, его теория
«кристаллизации любви» представлена в 1983 году в виде выдержек из
его текста (книги) «О любви» в «Хрестоматии по психологии эмоций»,
вышедшей под редакцией Юлии Гиппенрейтер.
Могила писателя в Париже,кладбище
Монматр
Место проживания в
Париже.Локализация по месту жительства Адольфа Паупа, 50, rue des
Abbesses, 1910.
|
</> |