Памяти Оноре де Бальзака.
ariananadia — 27.01.2022
Оноре де Бальзак (
20 мая 1799, Тур, Первая Французская республика — 18 августа 1850,
Париж, Вторая французская республика) — французский писатель, один
из основоположников реализма в европейской
литературе.
Дом-музей Бальзака (Париж)
Дом-музей Бальзака находится в 16-м
округе Парижа. С 1840 по 1847 гг. французский писатель Оноре де
Бальзак жил в этом доме, находившимся в то время в парижском
пригороде (а в настоящее время — районе Парижа) Пасси (Passy), под
псевдонимом, скрываясь от кредиторов.
Открытие музея Бальзака в Пасси, 16
мая 1908 г.: Леон Майяр и Луи Бодье де Руайомон.
Château de Saché
Замок Саше входит в плеяду
знаменитых «Замков Луары». Он расположен в коммуне Саше,
относящейся к г. Тур, на берегу реки Эндр, в департаменте Эндр и
Луара.
Старинный город Тур расположен в
часе езды от Парижа. Однодневная поездка из столицы позволяет
попробовать туренские козьи сыры, осмотреть соборы, монастыри и
замки, посидеть в кафе на центральной средневековой площади. А еще
город можно обойти по следам Оноре де Бальзака. Писатель родился в
Туре и внес в свои романы больше сорока его адресов. В год
220-летия(в августе прошлого года) со дня рождения автора
«Человеческой комедии» здесь был поставлен памятник — Бальзаку и
его персонажам, жителями Тура.
Замок Саше, расположенный в
одноименной коммуне французской провинции Эндр и Луара, на берегу
реки Эндр, был построен в XVI веке на месте крепости XII века в
стиле эпохи Возрождения из серого камня в 4 этажа. С тех пор
сохранилась цилиндрическая башня в романском стиле и рвы, которые
сейчас высушены. На протяжении веков здание перестраивалось
несколько раз.
Окончание строительства главного
четырёхэтажного здания замка Саше датируется XV в. Новая
аристократическая резиденция эпохи Ренессанса возводилась на месте
старой феодальной крепости XII в. От её прежних строений сохранился
круглый донжон в романском стиле. О крепостных укреплениях около
замка также напоминает сухой ров.
В последующие века его архитектурный
облик несколько раз значительно менялся в зависимости от пожеланий
его владельцев. Размеры крыльев центральной части замка были
увеличены дважды в XVII и XVIII в. В начале XIX в. владевший им на
тот момент Ж. де Маргоннэ провел масштабную реконструкцию замка в
соответствии с модными тенденциями в архитектуре. В
1951 году в замке Саше был открыт Музей Бальзака. В его коллекции
не только личные вещи, но и многочисленные рукописи, издания и
большое собрание старинных икон. В 1983 году Саше был включен в
список исторических памятников Франции, находящихся под охраной
государства.
В последующие годы замок Саше также
некоторое время принадлежал Э. Бодину, а с 1921 года М. Сюзору. В
1926 году его приобрёл П. Метардье. В 1958 году семья Метардье
приняла решение передать замок Саше и его коллекции Генеральному
совету департамента Эндр-и-Луара. Несмотря на это с 2000 года он,
как и расположенный в замке музей, находится под управлением члена
этой семьи Поля Метардье
.
бывший памятник писателю
О.Родена(макет) и бюст Бальзака в музее
В 2011 году замок Саше получил
особый статус «Знаменитого дома». Рядом с ним на площади 3 га
расположен небольшой сад, вдоль аллей которого устроено несколько
оригинальных цветников. Среди цветущих растений высажены различные
виды лилий, пионов и дельфиниумов.
Во времена Бальзака почтовый
дилижанс из Парижа в Тур добирался целые сутки. Несколько раз в год
в карете можно было видеть «человека невысокого роста с неизящной
фигурой, казавшейся еще более неизящной от дурно сшитого платья».
Так описывала Оноре де Бальзака одна из его знакомых. Уроженец
столицы Турени, Бальзак регулярно возвращался в родной город и в
имение Саше в его окрестностях, принадлежавшее знакомым его
родителей. Но Турень и Тур не покидали писателя и в Париже.
Поль Дарго. Дом Бальзака в Туре.
1880
Из города, в котором он провел
детство, Бальзак «вывез» персонажей, позаимствовав их фамилии,
переселив их в свои романы — среди них, конечно, и Растиньяк.
Заодно писатель перемещает в Париж целые дома и их интерьеры.
Пансион «Дом Воке», место действия «Отца Горио», обклеен обоями,
которые Бальзак видел у знакомых в замке Саше. Описания города
Сомюр в «Эжени Гранде» тоже поразительно напоминают Тур, скорее
всего это он и есть. И даже турский собор святого Гасиана силой
писательского воображения переносится на север Франции, а затем в
Испанию, во Фландрию, в Венецию и даже на берега Ганга, где Бальзак
никогда не был.
Виды Тура, с которыми я сроднился с
колыбели, поистине хороши», — пишет он в «Лилии долин». Бальзак
любил свой родной город — и презрительно отзывался о его жителях.
Но сегодня обитатели Тура простили писателю такое отношение.
Осенью прошлого годав городе поставили памятник Бальзаку —
впервые после Второй мировой войны, когда предыдущий монумент был
переплавлен по приказу военного ведомства.
Рассказывает сотрудница
туристического отдела мэрии Тура: «В двадцатые годы 19 века в Туре
уже существовал памятник Бальзаку —- первый во Франции. Парижский
памятник и знаменитая работа Родена появились позднее. Но с
художественной точки зрения он был довольно спорным, и в 1942 году,
во время Второй мировой войны, его расплавили — стране был нужен
металл. Интересно, что жители Орлеана отстояли свой памятник Жанне
д’Арк, а жители Шинона — памятник Рабле.
А жители Тура протестовать не стали.
Это показывает, что между писателем и обитателями города все еще
существовала напряженность. Но все это в прошлом. 220 лет — это
значимая дата, и в сквере перед префектурой будет поставлен
памятник».
В Туре проходила выставка
«Монументальный Бальзак». В названии, конечно, есть игра слов — на
выставке были представлены памятники писателю, но и сам он
предстал нерукотворным памятником, «глыбой». Сама история создания
памятника показывает, что жители города простили писателю его
презрительное к ним отношение. Каждый получил возможность
участвовать в выборе проекта, голосовать и даже стать моделью для
скульптора — в обличье одного из персонажей Бальзака.
Сначала горожане голосовали и
выбирали проект, потом открыли подписку на финансирование — в
помощь уже выделенным средствам. И в прошлом году был сооружен
довольно оригинальный монумент, который включает скульптурную
группу персонажей. А моделями для них послужили современные жители
города.
Для этого в мэрии Тура был проведен
предварительный кастинг, в результате которого выбрали госпожу де
Морсоф из «Лилии долин», Растиньяка, турского кюре из одноименного
романа, и других. Цоколь памятника высотой 60 см, а фигуры
персонажей — 70 см. Так что они оказались на высоте человеческого
роста, и как будто ведут с нами разговор. Автор проекта –
Николя Майо, он сделал слепки лиц жителей Тура, которые прошли
кастинг. На персонажах одежда XXI века, чтобы
подчеркнуть современность творчества Бальзака. Ведь мы тоже —
персонажи «Человеческой комедии».
Если ходить по улицам Тура с книжкой
Бальзака в руках, то можно обойтись без путеводителя, так точно
описан город.
улица Насьональ, где стоял семейный
дом, а потом особняк, купленный, когда Бальзаку было четыре года, —
«благородная улица, единственная улица Тура», как пишет он с
восторгом.
Особняк Гуэн — самое красивое здание
города, эпохи Ренессанса. Правда, писатель перемещает его в
Средневековье, так ему удобно, там развивается действие одного из
его романов.
А вот и собор святого Гасиана.
В его архивах есть списки людей,
резервировавших место на церковной скамье. Рядом с матерью Бальзака
сидит некая мадемуазель Гамар. Эта никому неизвестная дама вряд ли
заинтересовала бы историков, если бы тем же самым именем Бальзак не
назвал одну из главных героинь «Турского священника». В том же
романе в деталях описан квартал вокруг собора.
Тот самый старый квартал Тура, где
сейчас и сам Бальзак не отказался бы от обеда в одном из ресторанов
на улице с фахверковыми домами, предстает в его книгах мрачным,
опасным местом.
Мост через Луару Бальзак, не знавший
ни в чем меры, в своем воображении удлиняет метров на тридцать,
приводит к почтовому отделению перед аббатством Сен-Жюльен. Здесь и
останавливался дилижанс из Парижа. Сюда за Бальзаком часто присылал
коляску знакомый его родителей Жан Маргон. Пешком Бальзак доходил
до имения Маргонов Саше за пять часов — там писатель проводил
иногда по нескольку недель.
По дороге Бальзака в долине
Эндра
От Тура до замка Саше
Саше находится в двадцати пяти
километрах от Тура. В 1951 году здесь открылся дом-музей писателя.
Маргоны с удовольствием и гостеприимством принимали Бальзака.
Биографы писателя уверены, что Жан де Маргон был отцом его младшего
брата Анри. Между Маргоном и матерью Бальзака существовала связь на
протяжении всего времени, пока Бальзаки жили в Туре.
Рассказывает директор музея Изабель
Лами: «Замок находится в 25 км к юго-западу от Тура. Он знаменит
многочисленными визитами Бальзака — писатель наезжал сюда с 1825 по
1848 год. Он бывал в Саше более десяти раз, иногда оставался на
неделю, а иногда — на полтора месяца. И не обязательно летом — для
него это было не просто место летних прогулок, он был по-настоящему
привязан к замку. Эти поездки в Саше объясняются тремя причинами. В
первую очередь, — это проблемы со здоровьем. Бальзак с детства
страдал сердечным заболеванием. Доктор советует ему здоровый,
чистый воздух Турени. И прогулки вдоль реки Эндр, в окрестных
лесах, действительно, позволят ему отчасти восстановить
здоровье.
По маршруту прогулок Бальзака тоже
можно пройти вслед за писателем — в музее выдадут план, дорога
ведет к соседним замкам мимо красивых водяных мельниц. В самой
деревне можно пообедать в харчевне XII века, одной из самых старых
во Франции, теперь превратившейся в уютную гостиницу с рестораном.
На перекрестках и площадях деревни Саше стоят мобили Александра
Колдера — скульптор жил здесь же.
Харчевня XII века в деревне Саше Guélia Pevzner
За неполных 20 лет Бальзак написал
91 роман (а запланировал 137). Это целая система, картина жизни и
нравов эпохи, в которой действуют 255 персонажей. Писатель по 15-16
часов сидел за письменным столом, питаясь подсушенным хлебом и
поддерживая себя огромным количеством кофе, а отдыхая от работы,
устраивал раблезианские пиршества, ставшие одним из источников его
непрекращавшихся финансовых затруднений.
Гарсон, сотню устриц!» Любовь
Бальзака к застольям вошла в легенду. Самые главные сюжетные линии
«Человеческой комедии» завязываются вокруг стола, на светских
обедах или во время ужинов тет-а-тет. Растиньяк питается «хлебом за
два су», госпожа Воке следит за отцом Горио, как бы тот не отрезал
себе слишком толстый ломоть, обманутый муж закрывает глаза на
поведение жены, потому что ее любовник подарил ему паштет из
гусиной печенки. Самыми яркими картинами становятся описания
скудного стола. «Суп из хлеба» в «Кузене Понсе» или тоненький
кусочек масла в «Эжени Гранде» рассказывают о характере и образе
жизни больше, чем любые диалоги. Бальзак как этнограф документирует
бедность и как психолог — скупость.
«Гарсон, сотню устриц!» — до нас
дошло меню одного из таких застолий в парижском ресторане «Роше де
Канкаль». Устрицы сопровождались четырьмя бутылками белого вина, а
за ними следовала говядина, птица рыба и другие блюда». Эти
привычки Бальзака, конечно, во многом овеяны легендами, но здесь
есть и большая доля правды, — говорит директор замка Саше: «Вторая
причина, по которой он приезжает в Саше — финансовые проблемы.
Большие долги у Бальзака появились еще в юности. В 1828 году, в
самом начале карьеры, он купил печатную мастерскую, но оказался
никудышным управляющим и вынужден был ее продать. К концу жизни — а
Бальзак умер в 1850 году, в возрасте 51 года, долги составляли уже
на современный пересчет 300 000 евро. За писателем постоянно
охотились кредиторы. У него было около десятка мест в Париже, где
он поочередно жил, часто под вымышленными именами, пытаясь запутать
след. В Саше он тоже приезжал, чтобы спрятаться от кредиторов. В
письмах он пишет, что месяц жизни в Саше обходится ему гораздо
дешевле, чем месяц в Париже, где он вынужден оплачивать прислугу. И
это даже если принимать в расчет стоимость поездки.
Когда Жан Маргон не может прислать
за Бальзаком коляску, писатель готов идти в Саше пешком. Здесь его
ждет спокойствие, необходимое для работы.
Третья причина приездов Бальзака — самая главная, считает директор
музея: «Замок Саше — это место, где Бальзак работает. Семья Маргон
предоставляет ему маленькую комнату на втором этаже, здесь он может
спокойно писать. И говорит, что чувствует себя здесь, как монах в
своей келье. Здесь был написан „Отец Горио”, первая треть
„Утраченных иллюзий” и многие другие значимые произведения из
„Человеческой комедии.
Интерьеры музея полностью
воспроизводят обстановку времен Бальзака. С тех времен сохранились
обои с рисунком-обманкой в гостиной — признак богатства хозяев.
Рядом с прибором для вышивания, за которым сидела хозяйка, — столик
для игры в вист. В свой последний приезд Бальзак был уже сильно
болен, не мог писать и больше времени проводил за картами. Каждый
предмет гостиной нашел место в романе «Лилия долин.
комната Бальзака в Саше
Есть там и описание вида из окна
комнаты Бальзака: «Хотя между узким зеленым берегом и последней
террасой парка, обсаженной акациями и лаковыми деревьями, идет
проезжая дорога, ее не замечаешь за буйно разросшейся зеленью, и
можно подумать, что поместье доходит до самой воды». Ничего не
изменилось. В комнате по-прежнему стоит его мебель — паломничество
сюда началось еще при жизни писателя. Сегодня, когда музей посещают
экскурсии, детям разрешают открыть самый настоящий дорожный сундук
писателя — и подержать в руках его рукописи — правда, факсимильные.
После этого можно надеяться, что кому-то из них захочется открыть
книгу.
Пьер Рипер создал скульптурные
портреты всех персонажей Бальзака. Выставка этих работ
«Бальзаковский мир» проходит в замке Саше.
Замок прославился тем, что в нем 7
лет практически постоянно жил крупнейший французский писатель Оноре
де Бальзак (20 мая 1799 – 18 августа 1850 гг.), поменявший с 1825
по1848 гг. десяток жилищ.В период с 1830 по 1837 гг. замок
принадлежал семье друга отца Оноре, Бернара Франсуа Бальсса (22
июня — 19 июня 1829 гг.; он изменил фамилию на «Бальзак» и купил
себе дворянскую приставку «де» – Жана де Маргоннэ.Именно здесь с
1830 по 1837 гг. Бальзак написал свои знаменитые романы и повести:
«Гобсек», и «Вендетта», «Сцены частной жизни» — в 1830 г., «Эликсир
долголетия» — в 1830 – 1831 гг., « Шагреневая кожа» — в 1831 г. ,
«Луи Ламбер» — в 1832 г., «Евгения Гранде» — в 1833 г., «В поисках
абсолюта» — 1834 г., «Отец Горио», «Лилия долины» и «Серафите» — в
1835 г. , «Озорные рассказы» — в 1832 – 1837 гг. и «Цезарь Биротто»
— в 1837 г.
Эвелина Ганска.
Здесь в том же году он начал писать
«Утраченные иллюзии» (продолжил в 1839, а закончил в 1843 гг.).
Бальзак отличался огромной работоспособностью, он работал в
маленькой комнате на 2-м этаже с 3 часов утра и до 5 вечера,
выпивал по несколько чашек крепкого кофе. За свои несомненные
заслуги перед Францией на ниве литературы он в 1845 г. был
награжден орденом Почетного легиона.
На творчество Бальзака большое
влияние оказали Вальтер Скотт, Эрнст Теодор Амадей Гофман и Жозеф
де Местр. В свою очередь, его произведения повлияли на таких
крупнейших мировых писателей как Чарльз Диккенс, Федор Михайлович
Достоевский, Эмиль Золя, Уильям Фолкнер и других.
По книгам Бальзака было снято более
20 художественных фильмов, например, «Запечатанная комната» (1909
г.), «Покоряющая сила « (1921 г.), « Гобсек « (1936 г.), «Евгения
Гранде» (1946 г.), «Шагреневая кожа» (1960 и 2010 гг.), «Не
прикасайся ко мне» (1971 г.), «Блеск и нищета куртизанок» (1975
г.), «Очаровательная проказница» (1991 г.), «Полковник Шабер» (1994
г.) , «Не стоит трогать топор» (2007), «Банкирский дом Нусингена»
(2008 ) и т.д. О самом Оноре в 1999 г. на экран вышел фильм
«Бальзак: жизнь в страсти».
Бальзак неоднократно с разрешения
императора Николая I приезжал в Россию – в 1832, 1843, 1847, 1848 –
1850 гг. Читающая публика знала его произведения , которые
производили на нее самое положительное впечатление. Огромный
интерес к творчеству Бальзака проявил в 1843 г. 22-летний
инженер-поручик Санкт-Петербургской инженерной команды Ф. М.
Достоевский. Он перевел роман «Евгения Гранде», опубликованный в
январе 1844 г. в журнале «Пантеон» , но переводчик при этом указан
не был.
В 1832 г. Оноре де Бальзак заочно
познакомился по почте с польской графиней Эвелиной Ганской, но она
была замужем. Тем не менее роман их постепенно развивался, но даже
после смерти мужа в 1842 г. Эвелина долго не выходила замуж за
Бальзака. Они обвенчались только 2 марта 1850 г. в г. Бердичеве и
тут же уехали в Париж. Здесь сразу же Бальзак тяжело заболел и
скончался от гангрены ноги (осложнения, связанного с разрушением
кровеносных сосудов, предположительно артрита). Эвелина ухаживала
за ним до самой смерти. Бальзак похоронен на кладбище Пер-Лашез, во
время похорон гроб с его телом несло множество знаменитых
французских писателей, в т. ч. Александр Дюма и Виктор
Гюго.
В 1951 г. Морис Сюзор и его сын
Бернар – Анри создали музей Оноре де Бальзака. В 1958 г. новые
владельцы замка – семья Метардье передали замок и его коллекции
Генеральному совету департамента Эндр и Луары. Сперва хранителем
музея был Бернар-Анри, а с начала 2000-х годов – Поль
Метадье.
барельеф от François Sicard,
Экспозиция расположена на 2-м этаже
в его комнате, где стоит небольшая кровать и широкий письменный
стол, здесь же хранятся личные вещи писателя, портреты, рукописи, а
также весьма редкое собрание сочинений Бальзака. На первом этаже
для посетителей могут сварить крепкий кофе
«по-бальзаковски.
Еще 11 мая 1932 г. замку был
присвоен статус исторического памятника. В 1968 г. комната Бальзака
и большая гостиная получили подобный же статус, а в 1983 г. замок
как исторический памятник обрел соответствующую классификацию и
ныне находится под охраной государства. В 2011 г. замок получил
статус «Знаменитого дома.
Его посетители могут побывать в
спальне, где отдыхал писатель, его рабочем кабинете, гостиной и
столовой. В интерьере этих комнат использованы для украшения стен
картины, гобелены и дорогие обои. В отдельном помещении на первом
этаже выставлена скульптура О. де Бальзака, созданная О. Роденом.В
экспозиции музея демонстрируются коллекции личных вещей писателя и
предметов обихода современной ему эпохи. Среди экспонатов находятся
рукописи и издания произведений О. де Бальзака, подлинная мебель,
фарфоровые вазы с золотым орнаментом и фамильное серебро.
При поддержке Совета департамента
Эндр-и-Луара фонды музея постоянно пополняются новыми интересными
находками и сейчас насчитывают более 2,3 тыс. документов и музейных
предметов. На первом этаже замка расположено небольшое кафе, в
котором можно заказать любимое кофе писателя.
https://www.facebook.com/museebalzac/photos/2159845794147719/
http://www.rfi.fr/ru/kultura//
https://frenchparis.ru/chateau-de-sache//
|
</> |