Мао и Ленин помогают китайцам строить капитализм
Сообщество «Back in the USSR» — 08.11.2013Холоднющая зима 1949-50 гг. Недавняя война ещё вовсю напоминает о себе даже в далёкой от фронтовых позиций Сибири. Дожидаюсь, когда из школы придёт старшая сестра, чтобы в её подшитых на пятый раз валенках идти во второй класс той же школы. Эта же обувка используется нами в походах за хлебом. Карточки уже отменили, но очередь надо занимать часа за три до открытия единственного в посёлке магазина - мои ладони до сих пор помнят номера в очереди, написанные кем-то химическим карандашом. И в мозгу на всю жизнь отпечатался вопль "Хлеб везут!!!" при появлении в морозных сумерках одноконной повозки с зелёной фанерной будкой, осторожно пробирающейся по разъезженной санями дороге от единственной пекарни. Хлеба - по 2 кг в одни руки, через весы. Если полагался довесок граммов в 50-100, то его разрешалось съесть добытчику по дороге до дома.
А дома из чёрной тарелки репродуктора - по несколько раз за день - бодрящая, в ритме марша, песня Мурадели на слова Вершинина:
Русский с китайцем братья вовек
Крепнет единство народов и рас.
Плечи расправил простой человек,
Сталин и Мао слушают вас.
Москва - Пекин.
Москва - Пекин.
Идут, идут вперёд народы
За светлый путь, за прочный мир
Под знаменем свободы.
Правда, мне почему-то казалось, что не Сталин и Мао нас слушали, а мы этот хит слышали не только днём, но и ночью через 10-ваттный алюминиевый рупор, оравший круглосуточно на недалёкой базарной площади.
На эти детские воспоминания меня подтолкнула новая
статья Георгия ЗОТОВА в АиФ, которая может дополнить мои рассказы на тему "Капитализм с серпом и молотом".
"Великий кормчий" - это сейчас настоящий коммерческий бренд. Ежегодно в Китае продаются десятки миллионов сувениров с лицом Мао - брелоки, плакаты, ручки, значки, знамёна - и тоннами экспортируются за рубеж: в Европу и Азию.
Председатель Мао, конечно, не одобрил бы нынешних реформ. Он наверняка бы расстрелял руководство КНР за "отход от марксизма-ленинизма", а миллионы бизнесменов послал бы в лагеря на трудовое перевоспитание. Но Мао до сих пор популярен: каждый студент, достав айфон, процитирует вам его слова:"Шаг за шагом идём мы к великой цели". Конечно, Мао уничтожал частную собственность и раскулачивал богатых крестьян, но он объединил страну и научил её читать. До его пришествия безграмотных в Китае было 93%. Вот вы в СССР отказались от идей Ленина, постановили, что годы его власти были кровавы и чудовищны. У вас начались споры между сторонниками и противниками этой точки зрения, которые привели к распаду страны. А Китай не хочет потрясений.
К о н к у р с п л а с т и л и н о в ы х в о ж д е й
Учитель русского языка из Гуанчжоу Синь Бяо носит американские джинсы" Левис" и ездит на Тойёте, а у его брата - швейная артель, он настоящий капиталист. Но оба они обожают Мао. Он изображён на всех бумажных деньгах Китая, его огромные портреты висят на стенах Запретного города в Пекине, в его мавзолей всегда стоит огромная очередь. Школьники и студенты в КНР на уроках клянутся соблюдать заветы Мао, в детских садах проводят конкурсы, кто лучше вылепит из пластилина фигурку вождя. В центре каждого города Китая установлен памятник Мао Цзедуну, конечно, с протянутой навстречу светлому будущему рукой. И китайцам по фиг, что коммунизм в их стране остался лишь на словах: частникам проданы даже линии метро, экономика растёт как на дрожжах благодаря иностранным инвестициям и сотне миллионов мелких торговцев. После смерти "великого кормчего" в 1976 году компартия Китая осудила "культурную революцию", "ужасные перегибы" и "горькие ошибки", обратившись к народным массам с призывом: "Богатейте!". Однако культ Мао сохранили неизменным. Почему?
Владелец чайного магазина в Сиане Чин Ю рассказывает со смехом: "Удивительно, но даже сейчас среди наших чиновников ведутся споры, кто из них вернее заветам вождя. Например, секретарь горкома Чунцина Бо Силай заявлял, что строит власть на принципах маоизма: он заботился о бедных и старался сохранять роль государства в экономике. Но Бо Силая арестовали и отдали под суд по обвинениям в коррупции и отходе от заветов Мао. Большинство китайцев согласятся, что Мао создал много проблем, хотя и подвергать сомнению мудрость вождя никто не станет. У вас в Росии в 1918 г. расстреляли царскую семью. Но председатель Мао не стал убивать Пу И, последнего императора династии Цин. Экс-монарх отсидел 9 лет в лагере, потом был выпущен и работал садовником, а его брат - бухгалтером. И император, и Мао - полохие они были или хорошие, но это наша история. И, если мы начнём топтаться на своём прошлом, сбросив памятники, государство охватят смуты, как и случилось в СССР.
(Надо признаться, что по отношению к нашим "бывшим правителям" сформировалось выборочное отношение: Ленину и Сталину половина населения готова простить все их преступления, а вот Императора Николая II, Горбачёва и Ельцина та же половина готова четвертовать. В.Б.)
Переводчик трудов Ленина на мандаринский диалект Вань Цюань: "Китайцы очень уважают Ленина,и мы не понимаем: почему вы не качаете из него деньги? Ведь Ленин - бренд ещё круче Мао. Можно наладить производство сувениров, сделать вход в Мавзолей платным для иностранцев". (Кстати, при многочисленных обсуждениях в ГП-МП проблемы выноса Ленина из мавзолея можно было прочесть и предложения коммерческого характера: перед захоронением Ильича по-людски провезти его на специальном корабле вокруг света с демонстрацией того, что от него осталось, за хорошие деньги или просто продать его китайцам вместе с Мавзолеем. В октябре 2007 года я наблюдал в Благовещенске, как к полузаброшенному памятнику Ленина на одноимённой же главной площади, напротив бывшего обкома, подъезжали автобусы с китайскими туристами с противоположного берега Амура. Без цветов и венков, но с множеством фотоаппаратов. А на постаменте я начитался таких текстов граффити, что подумал - продать бы его на ту сторону реки, чтобы не позориться. В.Б.)
Китайцы считают, что Ленин дал Китаю два проекта: один - как совершить революцию, а другой - НЭП, как сделать людей богатыми. Они говорят, что у нас одни его боготворят, а другие проклинают, но надо быть проще. Вы платили, чтобы распространять в мире идеи Ленина, а надо на них зарабатывать. Как там писал поэт Вознесенский? "Уберите Ленина с денег"? Сейчас он сочинил бы другие стихи: "Превратите Ленина в деньги!"
П а м я т н и к и л о м а т ь д о р о г о
Вот мнение политолога из Гонконга Бенджамина Иня: "Мао для китайцев - это не только стержень государства и торговая марка. С помощью идей Мао Цзедуна Китай до сих пор оказывает влияние на многие страны мира - от Азии и Африки до Латинской Америки. Повстанцы - маоисты на Филиппинах, в Конго, Перу и Индии сильно зависят от Китая, и, если правительства этих стран прогибаются под КНР в экономике, китайцы уменьшают финансовую поддержку партизанам. В Непале маоисты и вовсе свергли короля - теперь республика полностью во власти Китая. Отказавшись от политики Мао на деле, а не на словах, заключив в тюрьму вдову Мао и часть его твердолобых сторонников, КНР умудрилась сохранить права на бренд "Мао".
Только во время "культурной революции" (1966-1976 гг) в Китае погибло около 20 млн человек. Хунвэйбины избивали прохожих, которые осмелились выйти из дома без значка с портретом Мао, сжигались книги, потому что коммунисту положено читать только труды Мао, коллективизация в деревне привели к масштабному голоду. Но сейчас об этом почти не вспоминают. Старые люди говорят: да, при Мао жилось трудно, но зато не было коррупции и власть заботилась о стариках. Теперь экономика КНР полностью буржуазная, но китайцы не заморачиваются по поводу Мао, как мы с Лениным: выносить вождя из Мавзолея или оставить на месте? "Он давно мёртв, а памятники ломать дорого". Может, и нам сделать Ильича коммерческим брендом?