Манифест очищения. Концерт для нищего с оркестром

топ 100 блогов lovers_of_art18.01.2022
Манифест очищения. Концерт для нищего с оркестром

Это был удивительный фестиваль, возможно, даже уникальный в своем роде. Одно слово – животворящий! И финальный концерт – как манифест. Как стрела, пущенная туго натянутой тетивой. Нацеленная в обнищавший дух,  в потерянный вкус жизни и в души, поросшие коростой.

16.01.2022. Малый зал Московской государственной консерватории. Фестиваль «Возвращение». Вечер четвертый: «Концерт по заявкам». А.Зеленский.  Sol-Weg, пульсация для контрабас-флейты, кларнета, двух низких бутылок, гитары, баяна, фортепиано и струнного квартета. К.Пендерецкий. Концертный дуэт для скрипки и контрабаса. А.Бакс. «Элегическое трио» для флейты, альта и арфы. Л.Яначек. «Юность», сюита для духового секстета. О.Мессиан. Из цикла «Образы слова Аминь» для двух фортепиано. Г.Брайерс. «Кровь Иисуса никогда еще меня не подводила».

Ансамбль участников фестиваля. Роман Минц, скрипка; Павел Степин, контрабас; Иван Бушуев, Мария Алиханова, флейта; Сергей Полтавский, альт; Татьяна Осколкова, арфа; Павел Чередниченко, гобой; Антон Дресслер, кларнет; Антон Прищепа, бас-кларнет; Валерий Жаворонков, валторна; Андрей Шамиданов, фагот; Яков Кацнельсон, Екатерина Апекишева, фортепиано.

…Никаких вариантов в тембрах, никаких ремарок или нюансов. Одна только бешеная, оголтело-шквалистая пульсация.

Пьеса, послужившая концерту отправной точкой, совсем свежая, 2019 года. Пред-«пандемийная», ну да. И самое важное в ней – подобранная композитором команда инструментов. Именно их комбинация формирует мощное звуковое обобщение. Баян. Гитара. Пара пустых бутылок (которые  сам автор композиции с напарником энергично использовал  на сцене в качестве духовых). То есть – наше все. С максимальным охватом. Совокупная ковка железа – пока, что называется, горячо и не отходя от кассы. Из классических духовых у Зеленского здесь, заметьте, только холодноватый кларнет-резонер и совсем уж диковинная контрабас-флейта, громадная по размеру и жутковатая по форме метафора искажения флейты натуральной…

Пульсация, с которой все начиналось
Пульсация, с которой все начиналось

Пугающий коллективный портрет. И вдруг – столь же страшный, наверное, - при набранной инерции - резкий обрыв пульсации…

И едва слышные, после накрывшей оторопи и постигшей паузы, звуки из высокого фортепианного регистра. Настолько тихие, что задумаешься – а скрывалось ли за умопомрачительной пульсацией хоть что-то иное, живое? 

В этом концерте комбинации инструментов  вообще наделены ключевым значением и особыми полномочиями.

Скрипка и контрабас - это не менее радикально, чем баян-гитара-бутылки.  И представьте, неуклюжий громоздкий контрабас, вечный музыкальный проводник темных обстоятельств и мутных намерений, у Пендерецкого неожиданно меняет амплуа. Напротив, это утонченная из себя скрипка, тяготеющая обычно к небесам, здесь сразу истерично вспыхивает  – а несчастный контрабас в ответ будто постанывает от причиненной боли. Так они и ведут диалог. Опрометчивое-поверхностное отдано партии скрипки – а контрабас, со своей стороны, зеркально отражает, как опустошается сокровенное-сущностное.

Следующая комбинация еще более выразительна. В элегии Бакса происходит перефокусировка привычных звуковых функций. Арфе с ее милостью к занемогшим и падшим  здесь перепоручено то, что обычно вверяется органу или роялю. А флейта, вступая с арфой в союз, высокий и нежный, служит этаким камертоном для впадающего в уныние-грусть альта.

Нет в этом концерте случайных деталей и незначительных мелочей! Арнольд Бакс написал трепетное Элегическое трио вслед за жестоким подавлением ирландского восстания. А Леош Яначек сочинил секстет «Юность» - в 70 лет. Тоже наперекор, отрешившись от собственной, возрастной «злобы дня». И в этой звонкой задорной перекличке опять-таки именно флейта подхватывает, прямо  из элегии Бакса, миссию камертона – преодолевая и вызовы времени от валторны, и тучи на горизонте от бас-кларнета, и скептические реплики фагота.

И  вот теперь, постепенно и помаленьку одушевив слушателя живой водой, концерт вновь выходит на обобщение. И какое! Не удивлюсь, если колокольные призывы, источаемые роялями Якова Кацнельсона и Екатерины Апекишевой, переливались в этот вечер по всей Большой Никитской!

Аминь желания. И Аминь свершения.

Тихого звука в этом исполнении, можно сказать, и нет. Но важно почувствовать разницу между тихим и деликатным! Так вот, звук деликатный пошел у Кацнельсона и Апекишевой в изобилии,  внутренне настоянный  и оттого напоенный особенной звонкостью.

Когда кончиками пальцев - транслируется свет, идущий изнутри.

В первой пьесе Мессиан словно проводит слушателя через искушение желания безудержного и необузданного (по простоте душевной все шла в эти минуты на ум «Сказка о рыбаке и рыбке»…), прихоти и страсти. И возвращает понятие желания к образу миссии  – осознанной и несуетной.

Торжественные колокола второй пьесы словно сложили новый образ мироздания  из таких вот кирпичиков – соединившихся воедино из  реализованных желаний-миссий.

…И раздался в установившейся этой гармонии негромкий голос.

Медитация, которой все завершилось
Медитация, которой все завершилось

Полвека назад песня лондонского бродяги совсем случайно попала на пленку – и Гэвин Брайерс сделал из нее музыку.

Оркестр, заполнивший сцену до краев, сначала отзывается на песню «Кровь Иисуса никогда еще меня не подводила» словно через силу, через «Не хочу – а то у нас другой работы нет, чем тянуть эту волынку».

Но голос, стараниями регулирующего громкость Романа Минца, звучит все громче и тверже. И словно проникает сквозь узкую щелочку все глубже в сознание и душу.

И тогда ленивые поначалу звуки оркестра  постепенно становятся его, оркестра, дыханием. А далее дыхание  уже образует перекатывающиеся волны.

Песня все длится и длится. И волны преобразуются в  новый ритм жизни. Звучание оркестра озаряется и словно обрастает плотью.

Сделано.

Да будет так.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
“ Здесь прямо нужно сказать, что недальновидные политиканы не оставляют в покое и спорт, хотя как раз спорт призван сближать народы и сглаживать имеющиеся между странами противоречия ” - сказал В.В.Путин и добавил: “ Мы не можем согласиться с огульной дисквалификацией ...
Наконец удалось собрать практически полную подборку и к тому же по большей части в отличном качестве. 1. 1917. Снятие царских гербов (Долой орлов!). Февраль 1. 1917. Снятие царских гербов (Долой орлов!). Февраль 2. 1917. Сожжение орлов и царских портретов 5 марта 3. ...
Патриарх в ТСЛ, но уже без Феогноста: 15 марта 2019 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за великопостными часами и изобразительными в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. ...
Товарищ Майсурян опубликовал один из самых интересных - по моему мнению - постов о советских диссидентах. Интересный он потому, что показывает "реальный источник происхождения диссиды". Состоящий в том, что диссиденты были не просто советскими людьми, а "самыми советскими людьми", если ...
Меня раздражают националисты во всех их проявлениях. Мне кажется, что высшим проявлением толерантности к гражданам Украины и России будет решение президентов обоих стран поставить всех бритоголовых гомосеков к стене и расстрелять. Вместе с их ...